<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Дело № 2-3985/2020
УИД-66RS0003-01-2020-003961-51
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 20 ноября 2020 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуТолпегина Александра Всеволодовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о включении периодов в страховой стаж, обязании назначить пенсию,
установил:
Толпегин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о включении периодов в страховой стаж, обязании назначить пенсию. В обоснование иска указано, что 23.03.2020 во время консультации в Управлении пенсионного фонда в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области по расчету пенсий получил сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которым стаж составляет 38 лет 3 месяца 2 дня, что не соответствует действительности. 10.06.2020 обратился к ответчику с заявлением, где просил восстановить потерянный страховой стаж, так как на 01.11.2020 страховой стаж составляет 42 года. 10.07.2020 получен ответ, согласно которому в льготном стаже не учитываются периоды службы в армии, органах внутренних дел, а также периоды обучения. 04.08.2020 направлена претензия. На основании изложенного просит включить в страховой стаж периоды службы в армии с 23.04.1979 по 28.08.1981, обучения в техникуме с 20.07.1978 по 01.03.1979, обучения в университете с 01.10.1984 по 29.06.1987, пребывания в очной аспирантуре с 02.10.1990 по 01.10.1992, и службы в МВД с 21.12.1994 по 21.12.1999, включить указанные периоды в страховой стаж для досрочного выхода на пенсию по достижению стажа 42 года и возраста 60 лет, обязать ответчика пересчитать страховой стаж на соответствующий записям в трудовой книжке, произвести начисление и осуществлять выплату пенсии с 01.11.2020 в связи с достижением возраста 60 лет и страхового стажа 42 года. С учетом уточнений исковых требований просит обязать ответчика пересчитать страховой стаж на соответствующий записям в трудовой книжке и действующему законодательству ( не менее 41 года 8 месяцев и 3 дней на 01.01.2020), произвести начисление и осуществлять выплату пенсии с 14.07.2020 в связи с достижением возраста 60 лет и страхового стажа 42 года.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Ходыкина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи об особенностях исчисления стажа за периоды до вступления в силу закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 названного закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.06.2020 истец обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Впоследствии 16.07.2020 заявление было отозвано истцом.
04.08.2020 направлена претензия в адрес ответчика, с требованиями включить спорные периоды в страховой стаж. В ответе на претензию от 10.08.2020 указано, что ни служба в армии, в органах внутренних дел, ни учеба при исчислении страхового стажа ни менее 42 лет в целях определения права на досрочную страховую пенсию учету подлежать не будут. Этих ограничений не установлено при назначении страховой пенсии на общих основаниях.
Уже после подачи искового заявления в судистец 09.10.2020 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В заявлении о назначении пенсии указано, что заявитель согласен с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального персонифицированного учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Решением управления от 15.10.2020 N 1308094/20 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа (42 года), на дату обращения страховой стаж составляет 30 лет 08 месяцев 13 дней.
Как следует из представленных документов, с 01.09.1975 по 23.02.1979 истец обучался в техникуме (диплом *** от 24.02.1979), период обучения в техникуме частично совпадает с периодом осуществления трудовой деятельности на Армавирском приборостроительном заводе с 12.05.1978 по 20.07.1978 и учтен в страховой стаж в бесспорном порядке. С 24.04.1979 по 29.05.1981 согласно военному билету служил в рядах Советской армии. В период с 01.09.1982 по 11.06.1987 обучался в университете, что подтверждается дипломом *** от 01.07.1987, период обучения в университете частично совпадает с периодом осуществления трудовой деятельности на ПО «Уралмаш» с 12.10.1984 по 12.06.1987 и учтен в страховой стаж в бесспорном порядке. В период с 01.10.1990 по 30.09.1992 обучался в очной аспирантуре в Уральском государственном университете им. А.М. Горького. В период с 21.12.1994 по 21.12.1999 проходил службу в органах внутренних дел.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которыми в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. ч. 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
С 01.01.2019 страховая пенсия по старости назначается при наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2 (ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 указанной статьи.
Согласно положениям ч. 8 ст. 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Периодыслужбы в армии, обучения в техникуме и аспирантуре, службы в органах внутренних дел к таковым не относятся.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, для назначения пенсии истцу на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 42 года для истца, который у истца отсутствует.
Доводы истца о необходимости включения спорных периодов в страховой стаж с учетом положений законодательства, действовавшего в спорные периоды, равно как и возможности отнесения данного периода к периодам, указанных в ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежат отклонению судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",приходит к выводу о том, что не подлежат включению в страховой стаж периодыслужбы в армии, обучения и службы в органах внутренних дел, поскольку при исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин, соответственно),указанные периоды, не могут быть учтены в страховом стаже как периоды работы, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом того, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 30 лет 08 месяцев 13 дней, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона, пенсионным органом правомерно отказано истцу в установлении пенсии, так как не имеется правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Толпегина Александра Всеволодовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о включении периодов в страховой стаж, обязании назначить пенсию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А. Зарипова