Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1645/2018 ~ М-574/2018 от 05.02.2018

    Дело № 2-1645/2018

                                                                  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2018 года                                   г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

с участием прокурора Лаптейкова Д.О., адвоката Шаевой В.А.,

при секретаре Володиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шепелеву Александру Алексеевичу, Шепелевой Елене Васильевне, Давыдовой Евгении Александровне Шепелевой Ирине Александровне, территориальному отделению г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения о предоставлении жилого помещения недействительным и выселении из жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

             ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Шепелеву А.А., Шепелевой Е.В., Шепелевой И.А., Давыдовой Е.А., в котором просило признать решение начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 о представлении Шепелеву А.А. жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства недействительным; выселить Шепелева А.А., Шепелеву Е.В., Шепелеву И.А., Давыдову Е.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

            В обоснование заявленных требований указало, что приказом начальника 4 государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ (по личному составу) №3 от 16 марта 2015 года Шепелев А.А. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

             03 апреля 2014 года Шепелев А.А. обратился в территориальное отделение (г.Липецк) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о включении в реестр на получение жилого помещения и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

             Решением начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 Шепелеву А.А. предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на состав семьи 4 человека: супруга - Шепелева Е.В., дочь - Шепелева И.А., дочь - Давыдова (Шепелева) Е.А.в виде отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью 81,70 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, (в решении указана дата принятия на учет – 14 августа 2009 года).

              Истец считает, что принятое начальником территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ решение №48/15-42/01 от 24 февраля 2015 года является недействительным и подлежит отмене, поскольку на момент его принятия действовал Приказ Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года №1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512», которым утвержден порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилым помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

              В соответствии с указанным порядком, начальник территориального отделения не имел правовых оснований для предоставления ответчику жилого помещения в собственность, а лишь на условиях договора социального найма.

            В связи с чем, оспариваемое решение является недействительным.

            В адрес ответчика Управлением направлено требование об освобождении жилого помещения №18/06-13/20194 от 03 ноября 2017 года в добровольном порядке, которое до настоящего времени осталось без реализации, (почтовая корреспонденция вернулась в связи с истечением срока хранения).

            Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1. настоящего Федерального закона.

            На момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части ответчик установленным порядком не был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем не подлежал обеспечению постоянным жилым помещением.

              Истец утверждает, что ответчик в нарушение ст. 57 ЖК РФ не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

            Данные нарушения были выявлены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при проведении проверки деятельности начальника территориального отделения (г. Липецк) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, что подтверждается актом проверки от 25 октября 2017 года, в связи с чем, необходимо считать, что о нарушенном праве истец узнал только с 25 октября 2017 года.

           Истец указывает, что ответчик не рассматривался на заседании жилищной комиссии по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, решения жилищной комиссии в отношении Шепелева А.А. не принималось, данные документы материалы учетного дела не содержат.

            Из материалов учетного дела усматривается, что ответчик проходил военную службу с 1982 года в Польше, Узбекистане, Воронеже, Москве, Липецке.

            Вместе с тем, в материалах дела не содержатся сведения о необеспеченности ответчика за период до 1997 года жилым помещением.

            В выписке из Единого государственного реестра прав подержатся сведения об обеспеченности членов семьи ответчика Шепелева А.А. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 55,4 кв.м. (Шепелева Е.В. – ? доля; Шепелева И.А. – ? доля; Шепелева Е.А. – ? доля).

            Согласно рапорту Шепелева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 62632, ответчик обязался сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после обеспечения его и членов его семьи жилым помещением в г. Липецке.

             Учитывая, что Шепелеву А.А. в 1996 году по линии Министерства обороны РФ предоставлялось жилое помещение по вышеуказанному адресу, а также то, что ответчик относится к категории военнослужащих, заключивших контракт до 01 января 1998 года, которые обеспечиваются жилым помещением один раз за все время прохождения военной службы, в соответствии с п.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Шепелеву А.А. не могло быть предоставлено жилое помещение в г. Воронеже.

               В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280, установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жилым и помещениями.

             Данным порядком установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

             Приказом Министра обороны Российской Федерации №1455 от 03 ноября 2010 года определено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которым в Западном военном округе является ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

             Таким образом, Министерство обороны РФ, как государственный орган, реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членов его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации, в том числе и Управление.

            07 августа 2018 года судом по ходатайству стороны истца ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено территориальное отделение г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (2 том л.д.1-2, 16).

                 В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не явился, предоставлял письменные пояснения по иску и заявления с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

    Ответчики Шепелев А.А., Шепелева Е.В., Шепелева И.А, Давыдова Е.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, предоставили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Ранее, явившись в судебное заседание ответчик Шепелев А.А., исковые требования не признавал и указывал, что в 1996 году ему как нуждающемуся в жилье, была выделена квартира для проживания его и членов его семьи по адресу: <адрес>, общей площадью 55 кв.м., таким образом, он не дополучил 17 кв.м., положенные ему по закону. В связи с этим и согласно ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» 28 марта 2014 года между Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения РФ в лице начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Шепелевым А.А. было заключено соглашение, в соответствии с которым ему было предоставлено жилое помещение, общей площадью 81,7 кв.м., из которых 26 кв.м., полученные от Министерства обороны РФ складываются из: 17 кв.м., не дополученных ранее и 9 кв.м. в соответствии с ч.3 ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». Им оплачено 1 314 520 рублей, Министерством обороны РФ оплачено за 26 кв.м. из 81,7 кв.м. в размере 613 000 рублей 60 копеек. После предоставления этого жилого помещения он и был уволен со службы.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.

Представитель ответчика Шепелева А.А. адвокат Шаева В.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель соответчика территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, сообщил суду о том, что в соответствии с Положением о территориальном отделении в Липецкой области – г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отделение (территориальное, г. Липецк) ФГКУ «Западрегионжилье»), отделение не является филиалом, представительством, является структурным подразделением ФГКУ «Западрегионжилье» г.Санкт-Петербург и не наделено полномочиями истца и ответчика в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Таким образом, суд считает в возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя соответчика.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом в установленном законом порядке, судебная телеграмма не вручена, по сообщению почтового отделения, адресат выбыл неизвестно. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав адвоката, исследовав материалы дела, и, оценив в совокупности все представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2, 3 ст. 40).

Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу положений Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

В соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 1 января 2005 года.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью). Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения. Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилые помещения по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, только при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или достижению предельного пребывания на военной службе.

Факт постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, а также факт нуждаемости в жилье, подтверждаются заявлением лица (рапортом военнослужащего) о постановке на учет, решением полномочного органа о постановке на учет, выпиской из единого реестра, а также документами, указывающими на наличие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. п. 8, 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 настоящих Правил, и представленных документов.

В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550, функции по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями и иные жилищные вопросы возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888.

Из материалов дела усматривается, что Шепелев А.А. с 09 августа 1982 года проходил военную службу в вооруженных силах РФ (том 1 л.д.19).

Согласно справке, выданной командиром войсковой части 62632 от 07 февраля 2014 года для предъявления в территориальное отделение Липецкой области – г. Липецк ФГУ (Западрегионжилье) МО РФ, Шепелев А.А. согласно типового контракта о прохождении военной службы, вступившего в силу приказом МО РФ №840 от 24 октября 2013 года, подлежит увольнению с военной службы в запас в августе 2014 года по окончании контракта, после получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации. Основание: рапорт подполковника Шепелева А.А. от 27 января 2014 года (том 1 л.д.22).

Согласно выписки из приказа начальника 4 государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации №3 от 16 марта 2015 года, Шепелев А.А. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в ВС: календарная – 32 года 7 месяцев; в льготном исчислении – 53 года 7 месяцев (том 1 л.д.24).

Постановлением главы администрации Ленинского района города Воронежа от 26 апреля 1996 года №334/1 «Об утверждении списка Воронежской КЭЧ района на предоставление жилой площади» был утвержден список Воронежской КЭЧ района на предоставление жилой площади гражданам, документы которых рассмотрены на общественной комиссии по жилищным вопросам и предоставлена Шепелеву А.А. на семью 4 человека (он - военнослужащий в/ч 10366, жена – Шепелева Е.В., дочь – Шепелева Е.А., дочь – Шепелева И.А.) двухкомнатную квартиру , жилой площадью 32,1 кв.м., общей площадью 55,4 кв.м., <адрес> Без снятия с очереди. На учете состоит с 1993 года….

ДД.ММ.ГГГГ квартира , расположенная по адресу: <адрес> была оформлена в собственность Шепелевой Е.В., Шепелевой Е.А. и Шепелевой И.А. (том 1 л.д.55-71).

14 августа 2009 года Шепелевым А.А. был подан рапорт о включении его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий (том 1 л.д. 20).

Согласно протокола №12 заседания жилищной комиссии войсковой части 62632 от 12 ноября 2009 года, Шепелев А.А. был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий подполковника Шепелева А.А.. Рапорт от 14 августа 2009 года. Состав семьи 4 человека (заявитель, жена, дочь, дочь). Включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14 августа 2009 года (том 1 л.д.108).

Таким образом, судом установлено, что на момент увольнения с военной службы Шепелев А.А. на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания состоял и имел право на получения жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, размер общей площади может превышать нормы предоставления, но не более чем на 9 кв. м в общей сложности (п.3 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

           С учетом положений абз. 4 п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", жилые помещения превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, могут быть предоставлены в собственность с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств граждан.

Согласно пункту 4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Согласно ч. ч. 7, 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

На основании п. 14 "Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. В соответствии с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление к которому, в том числе прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (п. 1).

Согласно с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 п. 27 Постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

       Судом установлено, что при предоставлении Шепелеву А.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составом семьи 4 человека, норма предоставления площади жилого помещения составляла 72 кв.м., предоставленная квартира имела площадь 55 кв.м..

      Истец в судебном заседании утверждал, что он не дополучил 17 кв.м., в связи с чем и не был снят с очереди, нуждался в улучшении жилищных условий.

      В связи с этим, 28 марта 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника территориального отделения в Липецкой области – г. Липецк Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Шепелевым А.А. было заключено Соглашение об оплате превышающей норму предоставления площади предоставляемого жилого помещения (том 1 л.д.107).

      По условиями которого Министерство обороны Российской Федерации, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, (Уполномоченный орган) в лице начальника территориального отделения в Липецкой области – г. Липецк Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Бугановой И.А., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2013 года № 207/74д, предоставило Шепелеву А.А. в собственность на состав семьи из 4 человек жилое помещение, общей площадью 81,7 кв.м., по адресу: <адрес>, размер, превышающей норму предоставления, составляет 55,7 кв.м..

           Шепелев А.А. производит оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, указанную в п.1 Соглашения в размере 1 314 520 рублей.

          Ответчиком условия Соглашения исполнены, указанная сумма им была оплачена в полном объеме согласно представленным платежным документам (том 1 л.д.103, 104, 109).

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении. При этом в качестве такового осуществляется строго в установленном порядке и с оформлением соответствующих документов. Основания для предоставления истцу на состав семьи 4 человека жилых помещений общей площадью 72 кв. м, расположенных по адресу: <адрес> имелись, поскольку общая площадь указанных жилых помещений не превышает норму предоставления жилого помещения, установленного законодательством, тем самым права, гарантированные ответчику Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ были соблюдены.

        Что касается исковых требований ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о выселении ответчиков, то истцом ни в исковом заявлении ни в ходе судебного разбирательства по существу, так и не были указаны основания, предусмотренные законом для их выселения.

     Судом разъяснялось право на уточнение заявленных требований и их оснований (том 1 л.д.117). Данным правом истец не воспользовался.

      В соответствии с п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

        В данном случае, судом установлено, что ответчик Шепелев А.А. составом семьи 4 человека был обеспечен жилыми помещениями в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", основания для выселения Шепелева А.А., Шепелевой Е.В., Шепелевой И.А., Давыдовой Е.А. отсутствуют.

      Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует отказать в полном объеме.

     Требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к территориальному отделению г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, по сути, заявлены самому к себе, что недопустимо по причине совпадения в одном лице истца и ответчика, поскольку в соответствии с Положением о территориальном отделении в Липецкой области – г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отделение (территориальное, г. Липецк) ФГКУ «Западрегионжилье») не является юридическим лицом, филиалом, представительством, является структурным подразделением ФГКУ «Западрегионжилье» г.Санкт-Петербург.

      На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шепелеву Александру Алексеевичу, Шепелевой Елене Васильевне, Давыдовой Евгении Александровне Шепелевой Ирине Александровне, территориальному отделению г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения начальника территориального отделения г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 о представлении Шепелеву Александру Алексеевичу жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на состав семьи – 4 человека, недействительным и выселении из жилого помещения, - отказать.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                       Е.М.Манькова

    Дело № 2-1645/2018

                                                                  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2018 года                                   г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

с участием прокурора Лаптейкова Д.О., адвоката Шаевой В.А.,

при секретаре Володиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шепелеву Александру Алексеевичу, Шепелевой Елене Васильевне, Давыдовой Евгении Александровне Шепелевой Ирине Александровне, территориальному отделению г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения о предоставлении жилого помещения недействительным и выселении из жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

             ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Шепелеву А.А., Шепелевой Е.В., Шепелевой И.А., Давыдовой Е.А., в котором просило признать решение начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 о представлении Шепелеву А.А. жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства недействительным; выселить Шепелева А.А., Шепелеву Е.В., Шепелеву И.А., Давыдову Е.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

            В обоснование заявленных требований указало, что приказом начальника 4 государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ (по личному составу) №3 от 16 марта 2015 года Шепелев А.А. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

             03 апреля 2014 года Шепелев А.А. обратился в территориальное отделение (г.Липецк) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о включении в реестр на получение жилого помещения и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.

             Решением начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 Шепелеву А.А. предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на состав семьи 4 человека: супруга - Шепелева Е.В., дочь - Шепелева И.А., дочь - Давыдова (Шепелева) Е.А.в виде отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью 81,70 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, (в решении указана дата принятия на учет – 14 августа 2009 года).

              Истец считает, что принятое начальником территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ решение №48/15-42/01 от 24 февраля 2015 года является недействительным и подлежит отмене, поскольку на момент его принятия действовал Приказ Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года №1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512», которым утвержден порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилым помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

              В соответствии с указанным порядком, начальник территориального отделения не имел правовых оснований для предоставления ответчику жилого помещения в собственность, а лишь на условиях договора социального найма.

            В связи с чем, оспариваемое решение является недействительным.

            В адрес ответчика Управлением направлено требование об освобождении жилого помещения №18/06-13/20194 от 03 ноября 2017 года в добровольном порядке, которое до настоящего времени осталось без реализации, (почтовая корреспонденция вернулась в связи с истечением срока хранения).

            Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1. настоящего Федерального закона.

            На момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части ответчик установленным порядком не был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем не подлежал обеспечению постоянным жилым помещением.

              Истец утверждает, что ответчик в нарушение ст. 57 ЖК РФ не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

            Данные нарушения были выявлены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ при проведении проверки деятельности начальника территориального отделения (г. Липецк) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, что подтверждается актом проверки от 25 октября 2017 года, в связи с чем, необходимо считать, что о нарушенном праве истец узнал только с 25 октября 2017 года.

           Истец указывает, что ответчик не рассматривался на заседании жилищной комиссии по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, решения жилищной комиссии в отношении Шепелева А.А. не принималось, данные документы материалы учетного дела не содержат.

            Из материалов учетного дела усматривается, что ответчик проходил военную службу с 1982 года в Польше, Узбекистане, Воронеже, Москве, Липецке.

            Вместе с тем, в материалах дела не содержатся сведения о необеспеченности ответчика за период до 1997 года жилым помещением.

            В выписке из Единого государственного реестра прав подержатся сведения об обеспеченности членов семьи ответчика Шепелева А.А. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 55,4 кв.м. (Шепелева Е.В. – ? доля; Шепелева И.А. – ? доля; Шепелева Е.А. – ? доля).

            Согласно рапорту Шепелева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 62632, ответчик обязался сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после обеспечения его и членов его семьи жилым помещением в г. Липецке.

             Учитывая, что Шепелеву А.А. в 1996 году по линии Министерства обороны РФ предоставлялось жилое помещение по вышеуказанному адресу, а также то, что ответчик относится к категории военнослужащих, заключивших контракт до 01 января 1998 года, которые обеспечиваются жилым помещением один раз за все время прохождения военной службы, в соответствии с п.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Шепелеву А.А. не могло быть предоставлено жилое помещение в г. Воронеже.

               В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280, установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жилым и помещениями.

             Данным порядком установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

             Приказом Министра обороны Российской Федерации №1455 от 03 ноября 2010 года определено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которым в Западном военном округе является ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

             Таким образом, Министерство обороны РФ, как государственный орган, реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членов его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации, в том числе и Управление.

            07 августа 2018 года судом по ходатайству стороны истца ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено территориальное отделение г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (2 том л.д.1-2, 16).

                 В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не явился, предоставлял письменные пояснения по иску и заявления с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

    Ответчики Шепелев А.А., Шепелева Е.В., Шепелева И.А, Давыдова Е.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, предоставили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Ранее, явившись в судебное заседание ответчик Шепелев А.А., исковые требования не признавал и указывал, что в 1996 году ему как нуждающемуся в жилье, была выделена квартира для проживания его и членов его семьи по адресу: <адрес>, общей площадью 55 кв.м., таким образом, он не дополучил 17 кв.м., положенные ему по закону. В связи с этим и согласно ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» 28 марта 2014 года между Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения РФ в лице начальника территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Шепелевым А.А. было заключено соглашение, в соответствии с которым ему было предоставлено жилое помещение, общей площадью 81,7 кв.м., из которых 26 кв.м., полученные от Министерства обороны РФ складываются из: 17 кв.м., не дополученных ранее и 9 кв.м. в соответствии с ч.3 ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». Им оплачено 1 314 520 рублей, Министерством обороны РФ оплачено за 26 кв.м. из 81,7 кв.м. в размере 613 000 рублей 60 копеек. После предоставления этого жилого помещения он и был уволен со службы.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.

Представитель ответчика Шепелева А.А. адвокат Шаева В.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель соответчика территориального отделения г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, сообщил суду о том, что в соответствии с Положением о территориальном отделении в Липецкой области – г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отделение (территориальное, г. Липецк) ФГКУ «Западрегионжилье»), отделение не является филиалом, представительством, является структурным подразделением ФГКУ «Западрегионжилье» г.Санкт-Петербург и не наделено полномочиями истца и ответчика в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Таким образом, суд считает в возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя соответчика.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом в установленном законом порядке, судебная телеграмма не вручена, по сообщению почтового отделения, адресат выбыл неизвестно. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав адвоката, исследовав материалы дела, и, оценив в совокупности все представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2, 3 ст. 40).

Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу положений Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

В соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 1 января 2005 года.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью). Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения. Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилые помещения по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, только при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или достижению предельного пребывания на военной службе.

Факт постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, а также факт нуждаемости в жилье, подтверждаются заявлением лица (рапортом военнослужащего) о постановке на учет, решением полномочного органа о постановке на учет, выпиской из единого реестра, а также документами, указывающими на наличие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. п. 8, 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 настоящих Правил, и представленных документов.

В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550, функции по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями и иные жилищные вопросы возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888.

Из материалов дела усматривается, что Шепелев А.А. с 09 августа 1982 года проходил военную службу в вооруженных силах РФ (том 1 л.д.19).

Согласно справке, выданной командиром войсковой части 62632 от 07 февраля 2014 года для предъявления в территориальное отделение Липецкой области – г. Липецк ФГУ (Западрегионжилье) МО РФ, Шепелев А.А. согласно типового контракта о прохождении военной службы, вступившего в силу приказом МО РФ №840 от 24 октября 2013 года, подлежит увольнению с военной службы в запас в августе 2014 года по окончании контракта, после получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации. Основание: рапорт подполковника Шепелева А.А. от 27 января 2014 года (том 1 л.д.22).

Согласно выписки из приказа начальника 4 государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации №3 от 16 марта 2015 года, Шепелев А.А. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга лет в ВС: календарная – 32 года 7 месяцев; в льготном исчислении – 53 года 7 месяцев (том 1 л.д.24).

Постановлением главы администрации Ленинского района города Воронежа от 26 апреля 1996 года №334/1 «Об утверждении списка Воронежской КЭЧ района на предоставление жилой площади» был утвержден список Воронежской КЭЧ района на предоставление жилой площади гражданам, документы которых рассмотрены на общественной комиссии по жилищным вопросам и предоставлена Шепелеву А.А. на семью 4 человека (он - военнослужащий в/ч 10366, жена – Шепелева Е.В., дочь – Шепелева Е.А., дочь – Шепелева И.А.) двухкомнатную квартиру , жилой площадью 32,1 кв.м., общей площадью 55,4 кв.м., <адрес> Без снятия с очереди. На учете состоит с 1993 года….

ДД.ММ.ГГГГ квартира , расположенная по адресу: <адрес> была оформлена в собственность Шепелевой Е.В., Шепелевой Е.А. и Шепелевой И.А. (том 1 л.д.55-71).

14 августа 2009 года Шепелевым А.А. был подан рапорт о включении его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий (том 1 л.д. 20).

Согласно протокола №12 заседания жилищной комиссии войсковой части 62632 от 12 ноября 2009 года, Шепелев А.А. был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий подполковника Шепелева А.А.. Рапорт от 14 августа 2009 года. Состав семьи 4 человека (заявитель, жена, дочь, дочь). Включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14 августа 2009 года (том 1 л.д.108).

Таким образом, судом установлено, что на момент увольнения с военной службы Шепелев А.А. на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания состоял и имел право на получения жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, размер общей площади может превышать нормы предоставления, но не более чем на 9 кв. м в общей сложности (п.3 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

           С учетом положений абз. 4 п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", жилые помещения превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, могут быть предоставлены в собственность с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств граждан.

Согласно пункту 4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Согласно ч. ч. 7, 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

На основании п. 14 "Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. В соответствии с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление к которому, в том числе прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (п. 1).

Согласно с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 п. 27 Постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

       Судом установлено, что при предоставлении Шепелеву А.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составом семьи 4 человека, норма предоставления площади жилого помещения составляла 72 кв.м., предоставленная квартира имела площадь 55 кв.м..

      Истец в судебном заседании утверждал, что он не дополучил 17 кв.м., в связи с чем и не был снят с очереди, нуждался в улучшении жилищных условий.

      В связи с этим, 28 марта 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника территориального отделения в Липецкой области – г. Липецк Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Шепелевым А.А. было заключено Соглашение об оплате превышающей норму предоставления площади предоставляемого жилого помещения (том 1 л.д.107).

      По условиями которого Министерство обороны Российской Федерации, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, (Уполномоченный орган) в лице начальника территориального отделения в Липецкой области – г. Липецк Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Бугановой И.А., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2013 года № 207/74д, предоставило Шепелеву А.А. в собственность на состав семьи из 4 человек жилое помещение, общей площадью 81,7 кв.м., по адресу: <адрес>, размер, превышающей норму предоставления, составляет 55,7 кв.м..

           Шепелев А.А. производит оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, указанную в п.1 Соглашения в размере 1 314 520 рублей.

          Ответчиком условия Соглашения исполнены, указанная сумма им была оплачена в полном объеме согласно представленным платежным документам (том 1 л.д.103, 104, 109).

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении. При этом в качестве такового осуществляется строго в установленном порядке и с оформлением соответствующих документов. Основания для предоставления истцу на состав семьи 4 человека жилых помещений общей площадью 72 кв. м, расположенных по адресу: <адрес> имелись, поскольку общая площадь указанных жилых помещений не превышает норму предоставления жилого помещения, установленного законодательством, тем самым права, гарантированные ответчику Законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ были соблюдены.

        Что касается исковых требований ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о выселении ответчиков, то истцом ни в исковом заявлении ни в ходе судебного разбирательства по существу, так и не были указаны основания, предусмотренные законом для их выселения.

     Судом разъяснялось право на уточнение заявленных требований и их оснований (том 1 л.д.117). Данным правом истец не воспользовался.

      В соответствии с п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

        В данном случае, судом установлено, что ответчик Шепелев А.А. составом семьи 4 человека был обеспечен жилыми помещениями в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", основания для выселения Шепелева А.А., Шепелевой Е.В., Шепелевой И.А., Давыдовой Е.А. отсутствуют.

      Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует отказать в полном объеме.

     Требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к территориальному отделению г. Липецк ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, по сути, заявлены самому к себе, что недопустимо по причине совпадения в одном лице истца и ответчика, поскольку в соответствии с Положением о территориальном отделении в Липецкой области – г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отделение (территориальное, г. Липецк) ФГКУ «Западрегионжилье») не является юридическим лицом, филиалом, представительством, является структурным подразделением ФГКУ «Западрегионжилье» г.Санкт-Петербург.

      На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шепелеву Александру Алексеевичу, Шепелевой Елене Васильевне, Давыдовой Евгении Александровне Шепелевой Ирине Александровне, территориальному отделению г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения начальника территориального отделения г. Липецк федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 24 февраля 2015 года №48/15-42/01 о представлении Шепелеву Александру Алексеевичу жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на состав семьи – 4 человека, недействительным и выселении из жилого помещения, - отказать.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                       Е.М.Манькова

1версия для печати

2-1645/2018 ~ М-574/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Воронежского гарнизона
ФГКУ "ЗРУЖО" Министерство обороны РФ
Ответчики
Шепелева Елена Васильевна
Шепелев Александр Алексеевич
Шепелева Евгения Александровна
ТО ФГКУ ЗРУЖО г. Липецк Министерства обороны РФ
Шепелева Ирина Александровна
Другие
ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Манькова Елена Михайловна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2018Передача материалов судье
09.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2018Предварительное судебное заседание
14.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.04.2018Предварительное судебное заседание
07.06.2018Судебное заседание
07.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
29.08.2018Судебное заседание
03.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2019Дело оформлено
24.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее