Дело № 2-294/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ильинский 19 августа 2014 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи А.Ю. Стерховой
с участием помощника прокурора Ильинского района Трушкова П.В.,
представителя ответчика администрации Сретенского сельского поселения Зубова А.В. по доверенности,
при секретаре Поносовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседание в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского района к администрации Сретенского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ильинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сретенского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки, указав, что прокуратурой Ильинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Сретенского сельского поселения Ильинского района Пермской области. В ходе проверки установлено, что на территории Сретенского сельского поселения имеется несанкционированное место складирования бытовых отходов (свалка), расположенная в урочище «Выше Подстанции» у с.Кривец с левой стороны дороги, на которой размещены бытовые отходы, в частности: мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), относящийся к 4 классу опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, мусор от бытовых помещений несортированный крупногабаритный- 5 класс опасности.
Ликвидация несанкционированных свалок находится в пределах полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения, в связи с чем просит возложить на администрацию Сретенского сельского поселения обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Трушков П.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, просил установить срок исполнения требований до 1 октября 2014 года.
Представитель ответчика администрации Сретенского сельского поселения Зубов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, т.к. у поселения возможности для осуществления полномочий по сбору и вывозу мусора ограничен, никто денежных средств под это не выделяет, а финансирование с каждым годом сокращают.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора также отнесены к вопросам местного значения городских, сельских поселений.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной 31.07.2014 г. прокуратурой Ильинского района, на территории Сретенского сельского поселения Ильинского района Пермского края выявлено несанкционированное место складирования бытовых отходов (свалка), расположенная в урочище «Выше Подстанции» у с.Кривец с левой стороны дороги, на которой размещены бытовые отходы, в частности: мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), относящийся к 4 классу опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, мусор от бытовых помещений несортированный крупногабаритный- 5 класс опасности, что подтверждается справкой о проведении проверки и фототаблицами.
Факт наличия несанкционированной свалки в указанном месте не отрицается и представителем ответчика.
С учетом вышеприведенного законодательства, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, администрация Сретенского сельского поселения на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и обязана ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Доводы представителя ответчика о том, что у них нет финансирования на данный вид деятельности суд признает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения обязательств, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, ответчик обязан исполнить обязанности, установленные законом.
В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье жителей Сретенского сельского поселения поставлены под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд признает исковые требования в части ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в урочище « «Выше подстанции» у с. Кривец с левой стороны дороги подлежащими удовлетворению.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом того, что исполнение требования о ликвидации несанкционированной свалки в урочище «Выше подстанции» у с. Кривец с левой стороны дороги требует значительных материальных затрат, при этом, исходя из требований разумности, а также учитывая бюджетное финансирование и необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что установление срока до 1.10.2014 года для устранения ответчиком нарушений будет достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Сретенского сельского поселения в срок до 1. 10.2014 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в урочище «Выше подстанции» у с. Кривец с левой стороны дороги.
На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд.
Судья А.Ю. Стерхова