Дело № 2- 383/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ильинский 09 октября 2014 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.
с участием помощника прокурора Ильинского района Трушкова П.В.,
при секретаре Русиновой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Ильинское сельское поселение» об обязании организовать уличное освещение и привести дорогу в соответствии с требованиями (ул. Колхозная и ул. Молодежная в п. Ильинский),
установил:
Прокурор обратился в суд и просит обязать муниципальное образование «Ильинское сельское поселение» в лице администрации Ильинского сельского поселения организовать уличное освещение по ул. Колхозная и ул. Молодежная п. Ильинский в соответствие с требованием ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», обязать муниципальное образование «Ильинское сельское поселение» в лице администрации Ильинского сельского поселения привести дорогу по ул. Колхозная и ул. Молодежная п. Ильинский в соответствие со СНиП 2.07.01- 89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», мотивируя свои требования следующим:
Прокуратурой Ильинского района в связи с поступившим обращением ФИО4 по факту бездействия органов местного самоуправления по содержанию дороги и уличного освящения, проведена проверка, которой установлено следующее:
-на протяжении всех ул. Молодежная и ул. Колхозная п. Ильинский отсутствует стационарное электрическое освещение;
-от дома № 2 до дома № 11 ул. Молодежная п. Ильинский дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям (дорога заужена до 3,2 м);
-от дома № 1 по ул. Колхозная до ул. Молодежная п. Ильинский дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям (дорога заужена до 3,4 м), имеются повреждения дорожного покрытия, а именно колейность глубиной от 0,1 до 0,3 м, шириной от 0,4 до 1 м, длиной 90 м.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав неопределённого круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просил установить срок для устранения нарушений до 31.12.2014 года в части организации уличного освящения, и в срок до 01.06.2015 г. в части приведения дороги к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Администрация Ильинского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признают в полном объёме, просят установить срок исполнения решения суда согласно утверждённой муниципальной программы от 08.10.2014 года.
Заслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам 5, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу ч. 3, 4 той же нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Изменение части полномочий, а именно передачи полномочий по осуществлению дорожной деятельности и организации уличного освещения от органов местного самоуправления сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов произошли в связи с принятием Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 4 закона до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 6 ст. 13 названного Федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 15 названного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, на сегодняшний день полномочия по осуществлению дорожной деятельности и организации уличного освещения сохранились за органами местного самоуправления сельских поселений.
Перечисленные полномочия также отражены в ст. 6 Устава муниципального образования «Ильинское сельское поселение».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами.
Пунктом 2.5 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233) (ред. от 30.06.2003) определено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
Согласно п. 4.6. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
В силу п. 6.18 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8, сельских поселений - по табл.9. Так, согласно таблице 9 ширина дороги должна составлять 5,5 метров (2 полосы по 2,75 м).
Согласно п. 3.1.1 и 3.1.2. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что на протяжении всех ул. Молодежная и переулка Колхозный п. Ильинский отсутствует стационарное электрическое освещение; от дома № 2 до дома № 11 ул. Молодежная п. Ильинский дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям (дорога заужена до 3,2 м); от дома № 1 по переулку Колхозный до ул. Молодежная п. Ильинский дорожное покрытие не соответствует установленным требованиям (дорога заужена до 3,4 м), имеются повреждения дорожного покрытия, а именно колейность глубиной от 0,1 до 0,3 м, шириной от 0,4 до 1 м, длиной 90 м.
Автомобильные дороги вышеперечисленных улиц включены в реестр автомобильных дорог местного значения Ильинского сельского поселения (л.д. 13-14).
Указанные обстоятельства признаются ответчиком.
Таким образом, поскольку судом установлено, что дорожное покрытие по переулку Колхозный, по ул. Молодёжная в п. Ильинский и уличное освещение на указанных улицах не соответствуют требованиям действующего законодательства, чем нарушаются права неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Исходя из требований разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части организации уличного освящения до 31 декабря 2014 года, и в срок до 01.06.2015 г. в части приведения дороги к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Ильинского района Пермского края удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Ильинское сельское поселение» в лице администрации Ильинского сельского поселения организовать в срок до 31 декабря 2014 года уличное освещение по переулку Колхозный и по ул. Молодежная п. Ильинский в соответствие с требованием ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Обязать муниципальное образование «Ильинское сельское поселение» в лице администрации Ильинского сельского поселения в срок до 01 июня 2015 года привести дорогу по переулку Колхозный и по ул. Молодежная п. Ильинский в соответствие со СНиП 2.07.01- 89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья И.С. Шляпина