Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2581/2015 от 07.05.2015

Дело №2-2581/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2015 года                      п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Хмелевской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Косарьковой ФИО9 к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

У С Т А Н О В И Л:

Косарькова Л.В. обратилась в суд с иском к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, и обязать утвердить схему расположения участка на кадастровом плане территории.

Заявленные требования истица мотивировала тем, что 14.04.2014 года обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного в д. Бугачево Емельяновского района Красноярского края, для ведения личного подсобного хозяйства, согласно приложенной схеме расположения участка. Ответом от 15.07.2014 года ей было отказано в предоставлении участка в связи с его частичным нахождением за пределами зоны жилой застройки. Уточнив место расположения участка, 06.10.2014 года она вновь обратилась к ответчику, однако ответом от 23.10. 2014 года ей вновь отказано в связи с расположением участка вне границ жилой застройки поселения.

В судебное заседание Косарькова Л.В, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Горовенко В.С. в судебном заседании с требованиями Косрьковой Л.В. не согласился, пояснил, что предоставление испрашиваемого истицей земельного участка невозможно, поскольку частично участок находится вне границ жилой застройки. Косарьковой Л.В. испрашивается участок площадью 1000 кв.м., однако для заявленных целей с учетом территории зонирования ей может быть предоставлен участок площадью 636 кв.м. Однако поскольку на орган местного самоуправления законом не возложена обязанность предлагать участки гражданам, выяснив, что истребуемый Косарьковой Л.В. участок площадью 1000 кв.м. частично находится вне границ жилой застройки, ей было отказано в его предоставлении.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель Элитовского сельсовета в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.

Выслушав представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В период возникших спорных правоотношений между заявителем и органом местного самоуправления до дня вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действовала предыдущая редакция ст.34 ЗК РФ.

Как установлено ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 N4-14Р, администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Пунктом 12 пункта 1 статьи 46 Устава Емельяновского района Красноярского края, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 19.09.1997 N 4-14Р, предусмотрено, что администрация района планирует использование земель, находящихся в ведении района, организует ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решает в соответствии с законодательством другие вопросы в области земельных отношений.

Как установлено в судебном заседании, 06.10.2014 года Косарькова Л.В. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, общей площадью 1000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Емельяновский район, д. Бугачево.

Согласно заявления, к нему приложены копия паспорта заявительницы, схема расположения земельного участка на публичной кадастровой карте, исходя из чего суд считает, что, являясь лицом, которое вправе приобрести в аренду земельный участок, Косарьковой Л.В. соблюден предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о приобретении спорного земельного участка в аренду.

Ответом начальника отдела архитектуры МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" от 23.10.2014 года сообщило Косарьковой Л.В. о невозможности предоставления испрашиваемого ею земельного участка, поскольку согласно утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, участок частично находится за границами жилой застройки и не может быть предоставлен для ведения ЛПХ в указанных границах.

Как видно из заявления от 06.10.2014 года, обращаясь с просьбой о предоставлении участка, Косарькова Л.В. указала, что с учетом зонирования территории она согласна на увеличение или уменьшение площади участка, между тем, ответом от 23.10.2014 года истице не сообщено, какова площадь участка, который может быть представлен ей для ведения ЛПХ.

Из представленной суду схемы расположения участка на публичной кадастровой карте, следует, что земельные участки, являющиеся смежными по отношению к участку, испрашиваемому истицей, сформированы как объекты права и поставлены на кадастровый учет.

Из оспариваемого истицей ответа следует, что после установления Управлением невозможности предоставления Косарьковой Л.В. земельного участка площадью 1000 кв.м. в связи с его частичным нахождением за границами жилой застройки, заявительнице, несмотря на содержащееся в заявлении согласие на изменения площади участка, не предложено предоставление участка допустимой площадью.

Из пояснений представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», данных в судебном заседании, орган местного самоуправления обязан в установленные законом сроки рассмотреть обращение гражданина о предоставлении участка, что и было сделано после получения заявления Косарьковой Л.В.; при этом обязанность предлагать варианты расположения испрашиваемых заявителями земельных участков на указанные органы законом не возлагается.

Согласно ст. 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года), процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в предоставлении участка, испрашиваемого истицей, площадью 1000 кв.м. по причине его частичного нахождения вне границ жилой застройки, не может быть признан судом обоснованным, поскольку в силу приведенных выше положений ст. 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, приведенными в заявлении ориентировочно.

С учетом распределения бремени доказывания по делам в порядке главы 25 ГПК РФ, иных оснований для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории судом не установлено: как пояснил в судебном заседании представитель МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", испрашиваемый Косарьковой Л.В. земельный участок не согласован к предоставлению иному лицу ранее; возражений относительно нахождения испрашиваемого участка на землях, не предназначенных для ведения ЛПХ, не заявлено.

Таким образом, суд, анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, считает, что отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в утверждении и выдаче Косарьковой Л.В. схемы расположения земельного участка, согласно поданного ею заявления от 06.10.2014 года, является незаконным.

При разрешении требований Косарьковой Л.В. об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, суд учитывает, что выполнение действий по формированию земельного участка и утверждению схемы его расположения, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления заявителю земельного участка и автоматического возникновения у заявителя прав на него, поскольку решение о передаче участка в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.

Учитывая, что основания, по которым МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" отказало Косарьковой Л.В. в утверждении и выдаче схемы КПТ суд находит незаконными, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым восстановить нарушенное право заявительницы путем возложения на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно поданного ею заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Косарьковой Любови Васильевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в предоставлении Косарьковой ФИО10 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, согласно заявления от 06.10.2014 года (входящий номер ).

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить Косарьковой ФИО11 схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес>, согласно поданного ею заявления от 06.10.2014 года (входящий номер ), с учетом возможной корректировки границ и площади участка по сравнению с параметрами, приведенными в заявлении ориентировочно, установив срок исполнения данной обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (14.08.2015 года).

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-2581/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косарькова Любовь Васильевна
Ответчики
Управзем Администрации Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
07.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.05.2015Передача материалов судье
07.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2015Судебное заседание
09.07.2015Судебное заседание
12.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Дело оформлено
20.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее