Дело № 2 –470/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 20 марта 2014 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Михайловой И.Э.
при секретаре Стреколовской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени» к Китаевой О.В., Водолазову С.В. о взыскании денежных средств, затраченных на содержание проездов, газонов, тротуаров на земельных участках, находящихся в собственности ответчиков,
УСТАНОВИЛ:
МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени» обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к Китаевой О.В., Водолазову С.В. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>, затраченных на содержание находящихся в собственности ответчиков земельных участков с кадастровыми номерами № и №, а именно на содержание находящихся на данных земельных участках газонов и тротуаров по <адрес>, на содержание межквартальных проездов (<адрес>).
Требования мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат на праве собственности ответчикам. На данных земельных участках расположены газоны и тротуары по <адрес>, межквартальные проезды (<адрес>), которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержались за счет бюджета города Тюмени на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ и муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что расходы на содержание указанных газонов, тротуаров и проездов должны были нести собственники земельных участков в силу ст. 210 ГК РФ, в связи с чем на основании ст. 1102, 1105 ГК РФ просит взыскать с Китаевой О.В., Водолазова С.В. понесенные Управой Восточного АО г. Тюмени расходы на их содержание.
В судебном заседании представители МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени» Жесткова А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Фролова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков Китаевой О.В., Водолазова С.В. - Емельянов, действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Департамента дорожной инфраструктуры Администрации г. Тюмени Самусенко Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Пояснил, что в Департаменте дорожной инфраструктуры Администрации г. Тюмени отсутствуют сведения о том, кем осуществлялось строительство газонов, тротуаров и проездов, за содержание которых понес расходы истец.
Представитель третьего лица ГКУ Тюменской области «Управление автомобильных дорог», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле за каждым) Китаевой О.В. и Водолазову С.В.
Земельный участок с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ также принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле за каждым) Китаевой О.В. и Водолазову С.В.
На данных земельных участках расположена автодорога по <адрес> протяженностью <данные изъяты>, автодорога по <адрес> протяженностью <данные изъяты>, прилегающие к ним тротуары и газоны, а также межквартальные проезды (<адрес>), которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержались за счет бюджета города Тюмени на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ и муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности автодорога по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м и автодорога по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м включены в реестр муниципального имущества на основании Распоряжения Главы города о включении в реестр № от ДД.ММ.ГГГГ, балансовая принадлежность - МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени».
В соответствии с постановлением Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ автодорога по <адрес>, автодорога по <адрес> и <адрес> (<данные изъяты>) включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории г. Тюмени.
В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.Таким образом, в соответствии с указанными нормами обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления, то есть автодорога по <адрес>, автодорога по <адрес> и проезды <адрес> (<данные изъяты>), включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени и объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории г. Тюмени, содержались истцом в силу возложенной на него законом обязанности.
Заявляя исковые требования, истец МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени», не отрицает наличие имеющейся у органов местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени и объектов улично-дорожной сети, находящихся в муниципальной собственности и включенных в соответствующий перечень. Между тем, полагает, что расходы по содержанию тротуаров и газонов, прилегающих к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, а также по содержанию межквартальных проездов, не являющихся объектом муниципальной собственности и не включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени и объектов улично-дорожной сети, органы местного самоуправления нести не должны, поскольку такая обязанность имеется у собственников земельных участков, на которых расположены данные объекты.
Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Поскольку в силу указанных норм тротуары являются частью автомобильной дороги, то обязанность по их содержанию лежит на собственнике дорог, к которым прилегают данные тротуары, то есть на органах муниципальной власти г. Тюмени, в связи с чем исковые требования о взыскании с ответчиков расходов по содержанию тротуаров, находящихся на принадлежащих им земельных участках, являются необоснованными.
Основанные на ст. 210 ГК РФ требования о взыскании с ответчиков как с собственников земельных участков расходов на содержание проездов и газонов, расположенных на данных земельных участках, суд также находит необоснованными.
В соответствии с ответом на судебный запрос Департамента земельных отношений и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство автомобильных дорог и проездов на земельных участках с кадастровыми номерами № и № в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Администрацией города Тюмени не выдавались.
Согласно ответу на судебный запрос Департамента дорожной инфраструктуры Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ сведения о том, кто осуществлял строительство дорог и проездов в границах участков, принадлежащих ответчикам, отсутствуют.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что строительство спорных проездов и газонов осуществлялось ответчиками.
Суд полагает, что имеющаяся у ответчиков обязанность нести бремя содержания земельного участка не предполагает обязанности содержать элементы благоустройства данного земельного участка (проезды и газоны), строительство которых осуществлялось иными лицами.
В соответствии с п.6 ст. 12 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, уборку территорий общего пользования, в частности межквартальных и внутриквартальных проездов, тротуаров, организуют уполномоченные органы Администрации города Тюмени.
В соответствии со ст. 15 указанных Правил содержание озелененных территорий обеспечивают уполномоченные органы Администрации города Тюмени, муниципальные учреждения, а также юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели в границах предоставленной территории и прилегающей территории при наличии договора на благоустройство прилегающей территории, закрепленной для благоустройства.
В соответствии с п. 1.5 Порядка содержания зеленых насаждений на территории города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 23.12.2010 N 138-пк, содержание зеленых насаждений, произрастающих на территориях общего пользования, осуществляют территориальные органы Администрации города Тюмени, а также иные органы Администрации города Тюмени в случаях, установленных муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Таким образом, указанными нормативными актами закреплена обязанность органов муниципальной власти содержать территории общего пользования, к которым относятся проезды и газоны, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчиков расходов на содержание газонов и проездов, находящихся на их земельных участках, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований МКУ «Служба заказчика Восточного административного округа г. Тюмени» к Китаевой О.В., Водолазову С.В. о взыскании денежных средств, затраченных на содержание проездов, газонов, тротуаров отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 1 апреля 2014 года.
Председательствующий: подпись И.Э. Михайлова
<данные изъяты>
Судья: И.Э. Михайлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>