Дело № 2-715/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 1 сентября 2015 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи И.А.Цивилева,
при секретаре Н.А.Тукановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Артинскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Артинскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Артинского района Н.В.Скрынник подтвердила заявленные требования, указав, что прокуратурой Артинского района в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В рамках указанного задания проверено обеспечение беспрепятственного досуга инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведенной проверки установлено, что законодательство об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Артинским райпо исполняется ненадлежащим образом. Вход в здание магазинов, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> не оборудованы специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидам с ограниченной двигательной функцией, а также кнопками для вызова сотрудников магазинов. Указанные нарушения подтверждаются актами обследования и фототаблицами. В результате ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные
с другими гражданами возможности участия в жизни общества
В судебном заседании представитель прокуратуры Н.В.Скрынник просит обязать ответчика оборудовать вход в здание указанных магазинов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией, путем обустройства специальным пандусом для подъема инвалидов (в том числе использующих кресла-коляски), и специальными разделительными поручнями в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, учитывая, что ответчиком добровольно исполнены требования об установлении кнопок.
Из письменного отзыва Артинского райпо явствует, что на зданиях указанных магазинов установлены кнопки для вызова сотрудников, что подтверждается фотографиями.
Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Артинского района в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
В рамках указанного задания проверено обеспечение беспрепятственного досуга инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к торговым помещениям.
В ходе проведенной проверки установлено, что законодательство об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Артинским райпо исполняется ненадлежащим образом.
Установлено, что вход в здание магазинов, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> не оборудованы специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидам с ограниченной двигательной функцией, а также кнопками для вызова сотрудников магазинов. Указанные нарушения подтверждаются актами обследования и фототаблицами.
Ответчиком добровольно исполнены требования прокурора в части установки кнопок для вызова сотрудников магазинов, что подтверждается представленными фотографиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В исковом заявлении в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц (инвалидов), какое право нарушено, и содержится ссылка на закон, предусматривающие способы защиты этих интересов. Ввиду этого доводы ответчика в этой части судом признаются несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право уа достойную жизнь и свободное развитие.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 - ФЗ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и иным учреждениям). Строительство и реконструкция зданий, сооружений, их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа инвалидов не допускается.
Постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001 введены в действие
строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения».
В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть, как минимум, один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с эти зданием.
В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Таким образом, из положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и здание магазинов Артинского райпо; вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в введенном с 1 января 2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14).
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).
На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
Суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Иск прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Артинскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Обязать Артинское районное потребительское общество оборудовать вход в здание магазинов, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией, путем обустройства специальным пандусом для подъема инвалидов (в том числе использующих кресла-коляски), и специальными разделительными поручнями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А.Цивилев