Дело № 2-8623/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
При секретареСерикове Р.В.,
С участием истца Шалохова Ф.А., представителя истца Кузовенковой Н.Ф., представителя ответчика Туз М.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалохова Ф. А. к Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании компенсации расходов на проезд,
У С Т А Н О В И Л:
Шалохов Ф.А. обратился в суд с настоящим иском к Правительству Амурской области, в обоснование которого указал, что протоколом медицинской комиссии ему было предоставлено направление на госпитализацию для оказания высокотехнологической медицинской помощи, дата госпитализации 26.11.2015 года. 10.11.2015 года истец обратился в Министерство здравоохранения Амурской области и Отделение Амурского фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ему безденежных проездных документов. Заявление Шалохова Ф.А. было направлено в Министерство социальной защиты Амурской области. Отделение фонда социального страхования в своем ответе Шалохову Ф.А. отказало в выдаче проездных безденежных документов, сославшись на то, что полномочия переданы Министерству социальной защиты населения Амурской области. В свою очередь Министерство социальной защиты населения Амурской области истцу также отказало в выдаче проездного безденежного документа. Шалохов Ф.А. полагает, что его право на бесплатный проезд инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно нарушено.
На основании изложенного, Шалохов Ф.А. просил суд взыскать с Правительства Амурской области компенсацию расходов в связи с проездом к месту лечения и обратно в сумме 57 430 рублей.
Определением Благовещенского городского суда от 21 ноября 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Амурской области на надлежащего ответчика Министерством социальной защиты Амурской области.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились третьи лица Министерство финансов Амурской области, Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, сведений о причинах неявки суду не представили, ходатайств об отложении не заявляли. Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
В судебном заседании истец, представитель истца на требованиях искового заявления настаивали, подробно изложили обстоятельства, указанные в иске. Просили суд взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области расходы на проезд к месту лечения и обратно в размере 57430 рублей.
Представитель ответчика с иском не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указала, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на международном транспорте к месту лечения и обратно. В состав набора социальных услуг не включена стоимость компенсации, произведенная инвалидом за счет собственных средств, при получении медицинского обследования. Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направлений и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определенном Министерством здравоохранения и социального развития РФ. После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. С 01.01.2016 года полномочия по обеспечению бесплатным проездом к месту лечения и обратно путевками на санаторно-курортное лечение, техническими средствами реабилитации были переданы в ведение Фонда социального страхования РФ по Амурской области. 20.11.2015 года истец обратился в Министерство с заявлением о предоставлении бесплатных проездных документов. Поскольку истцом не были соблюдены требования постановления № 320, а именно не был предоставлен талон № 2, дающий право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, оснований для предоставления направления, дающего право бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не имелось, о чем истцу было сообщено в ответе от 30.11.2015 года. Повторно истец не обращался. Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что истец получил направление на госпитализацию в ФГБУ РНИИТО им. Р.Р. Вредена, г. Санкт-Петербург № 13. Согласно указанному направлению, а также выписке из медицинской документации истцу была оказана высокотехнологическая медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем выдача Министерством истцу безденежных проездных документов также не возможна по указанному основанию. На основании изложенного, представитель ответчика просила в иске отказать в полном объеме.
Правовая позиция третьего лица Государственного учреждения – Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации изложена в письменном отзыве на исковое заявление Шалохова Ф.А., согласно которому с 01 января 2016 года региональное отделение осуществляет реализацию мер социальной поддержки инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Амурской области, по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с нормами действующего законодательства обеспечение бесплатного проезда к месту лечения и обратно по направлениям органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения осуществляется в следующем порядке: Министерство оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение и заполняет талон № 2; гражданин представляет в региональное отделение заявление о предоставлении бесплатного проезда и талон № 2 для получения государственной услуги по обеспечению его специальными талонами и (или) именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно, региональное отделение предоставляет заявителю специальный талон на право бесплатного получения проездных документов; получив безденежный проездной документ, гражданин обращается в кассу перевозчика и получает билет на железнодорожный или воздушный транспорт. Гражданину, имеющему право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином, не предусмотрена. В период направления истца в ФГБУ РНИИТО им. Р.Р. Вредена, г. Санкт-Петербург, для получения ВМП региональное отделение не обладало полномочиями по осуществлению мер социальной поддержки инвалидов. Региональное отделение правопреемником Министерства социальной защиты населения не является, в том числе и по его неисполненным по состоянию на 01.01.2016 года обязательствам. В связи с указанным, региональное отделение сочло исковые требования Шалохова Ф.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается справкой серии ВТЭ-199 № 082295, Шалохов Ф.А. является инвалидом 1 группы, в силу чего относиться к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании пп. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178 «О государственной социальной помощи».
02 ноября 2015 года Шалохов Ф.А. получил направление в ФГБУ РНИИТО им. Р.Р. Вредена, г. Санкт-Петербург, № 13 для получения высокотехнологической медицинской помощи, дата планируемой операции 26 ноября 2015 года.
На обращение Шалохова Ф.А. в Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по вопросу обеспечения проездных документов к месту лечения и обратно истцу дано разъяснение, что Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования с января 2016 года полномочия по обеспечению инвалидов и других категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Одновременно сообщено, что обращение Шалохова Ф.А. направлено в Министерство социальной защиты населения Амурской области.
20 ноября 2015 года Шалохов Ф.А. обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении бесплатных проездных документов для проезда до г. Санкт-Петербурга и обратно, указав также, что ранее обращался с данным вопросом в Управление социальной защиты по г. Благовещенску и Благовещенскому району, в Фонд социального страхования, однако в выдаче проездных документов было отказано.
Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области от 30 ноября 2015 года Шалохову Ф.А. разъяснено, что обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и обратно в отношении граждан, признанных инвалидами, осуществляется Министерством социальной защиты населения области на основании направления и талона № 2, выдаваемых органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 617. Без предъявления указанных документов правовых оснований для предоставления бесплатного проезда за счет средств федерального бюджета Министерство социальной защиты население области не имеет.
Ответом Министерства здравоохранения Амурской области от 07 декабря 2015 года Шалохову В.А. также было отказано в выдаче бесплатного безденежного проездного документа по причине того, что в соответствии с порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, и заполняется талон № 2 указанного образца. Данный порядок распространяется на случаи получения пациентами лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета и на граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Поскольку диагноз Шалохова Ф.А. и необходимый метод лечения входит в перечень видов высокотехнологической медицинской помощи, осуществляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, следовательно, выдача Шалохову Ф.А. талона № 2 противоречит требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2005 года № 617.
Поскольку талон № 2 Шалохову Ф.А. на проезд к месту лечения и обратного для него и его сопровождающего предоставлен не был, он вынужден был приобретать проездные билеты за счет собственных средств.
Как следует из представленных в материла дела проездных документов (электронных билетов, посадочных талонов) стоимость проезда по маршруту г. Благовещенск – г. Екатеринбург – г. Санкт-Петербург на Шалохова Ф.А. и его сопровождающего Шалохова А.Ф. составила в общей сумму 27614 рублей (13340 руб. * 2 чел.) и в обратном направлении г. Санкт-Петербург – г. Екатеринбург – г. Благовещенск в общей сумме 29816 рублей.
В период с 24 ноября 2015 года по 12 декабря 2015 года Шалохов Ф.А. находился в ФГБУ РНИИТО им. Р.Р. Вредена, г. Санкт-Петербург, на госпитализации.
Рассматривая обоснованность требований Шалохова Ф.А. о взыскании с Министерства социальной защиты населения Амурской области компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту лечения и обратно, суд приходит к следующим выводам.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в п. 8 данной нормы названы инвалиды.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В силу действующего порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328, реализация гражданами права на предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем предоставления специальных талонов, на основании которых транспортными организациями выделяются бесплатные проездные билеты; возможность самостоятельного приобретения таких билетов с последующим возмещением гражданину их стоимости не предусмотрена.
На момент выезда истца к месту лечения полномочиями Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были наделены органы власти Амурской области на основании Соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 года № 2419-р. Во исполнение данного Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 20.05.2011 года № 320 был установлен порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан.
Согласно п.п. 2-6 указанного Порядка (в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.02.2013 г. N 65), право на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имели граждане, включенные в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также указанные в ст. ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Заявление о предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте, в силу п. 7 Порядка, подается гражданином либо лицом, представляющим его интересы, в государственные казенные учреждения – управления социальной защиты населения по месту жительства или министерство в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в соответствии с пунктом 27 настоящего порядка.
Пунктом 15 Порядка предусматривалось, что компенсация выплачивается в размере фактически понесенных расходов, подтвержденных проездными документами, в случае если гражданин (сопровождающее его лицо - в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка) воспользовался видами и категориями транспорта, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
Расходы, произведённые гражданами на проезд за счет собственных средств на транспорте других видов и категорий, компенсируются министерством в размере, определённом исходя из стоимости проездных документов при проезде согласно маршруту на транспорте вида и категории, предусмотренных п. 6 настоящего Порядка.
С учетом изложенного, предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. Если право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно было реализовано гражданином самостоятельно за счет собственных средств, гражданину до 01 января 2016 года Министерство социальной защиты населения Амурской области возмещало расходы, связанные с приобретением проездных билетов на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в размере, не превышающем стоимость проезда на видах транспорта, указанных в п. 6 настоящего порядка.
Из материалов дела следует, что обращение Шалохова Ф.А. в Министерство здравоохранения Амурской области и Министерство социальной защиты населения Амурской области за предоставлением талона № 2 на проезд к месту лечения и обратно и за выплатой денежных средств на проезд к месту лечения и обратно имело место на момент действия Постановления Правительства Амурской области от 20 мая 2011 года № 320 и наделения Министерства социальной защиты населения Амурской области государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению компенсационных выплат, действие которого было определено самим Правительством Амурской области от 01 января 2016 года.
С 01 января 2016 года меры социальной поддержки инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Амурской области, осуществляется Государственным учреждением - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, не являющимся правопреемником Министерства социальной защиты населения Амурской области, в том числе и по неисполненным обязательствам по состоянию на 01 января 2016 года.
Таким образом, прекращение с 01 января 2016 года полномочий Министерства социальной защиты населения на предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно не влечет безусловный отказ Министерства от принятых на себя обязательств по компенсации расходов, произведенных гражданами за счет собственных средств до 31.12.2015 года, поскольку после передачи указанных полномочий Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не исполненные Министерством обязательства в отношении истца последнему не переданы и им не приняты.
В силу указанных норм, суд приходит к выводу, что Министерство социальной защиты населения Амурской области является надлежащим ответчиком по делу и обязано возместить расходы на проезд к месту лечения и обратно, поскольку истец обратился в Министерство с заявлением до 01.01.2016 года.
При этом судом доводы стороны ответчика о невозможности компенсирования Шалохову Ф.А. расходов на проезд к месту лечения и обратно, так как истцу оказана высокотехнологическая медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, во внимание не принимаются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в 2015 году осуществлялось в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 года N 1273, разделом V которой установлено, что специализированная медицинская помощь осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, Шалохов Ф.А., являясь инвалидом 1 группы, имеет право на получение гарантированного набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
При этом Федеральным законом «О государственной социальной помощи», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 получение данной социальной услуги не поставлено в зависимость от источника финансирования медицинского лечения.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что изменение порядка финансирования бесплатного оказания гражданам специализированной медицинской помощи на 2015 год и последующие годы не было направлено на отказ государства от предоставления инвалидам права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не устанавливало другого порядка финансирования данной социальной услуги, о чем свидетельствует Приказ Минздрава России от 27.08.2015 года № 598.
Согласно п. 16 Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно, утв. Правительства Амурской области от 24.05.2016 года N 217, основаниями для отказа в выплате компенсации являются: 1) несоблюдение требований, установленных пунктом 5 настоящего Порядка; 2) представление недействительных документов; 3) недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству на реализацию соответствующего мероприятия подпрограммы (выплату компенсации) в текущем финансовом году.
В данной связи указанные доводы стороны ответчика не основаны на законе и подлежат отключению.
В соответствии с п. 20 Порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня утверждения дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на реализацию соответствующего мероприятия подпрограммы (выплата компенсации) принимает решение о выплате компенсации в отношении инвалида (ребенка-инвалида), которому ранее было отказано в выплате компенсации по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 16 настоящего Порядка (при отсутствии иных оснований для отказа в выплате компенсации), в порядке очередности регистрации заявлений в журнале регистрации в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка и направляет письменное уведомление о принятом решении.
Израсходование в 2015 году лимитов, предусмотренных на компенсацию расходов, не может служить основанием для отказа в компенсации расходов, поскольку право лица на назначение и выплату компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств, должно быть реализовано, так как граждане не являются субъектами межбюджетных правоотношений, в силу чего право истца на получение компенсационных выплат не должно быть постановлено в зависимость от сроков и объема денежных средств, направляемых из средств федерального бюджета на финансирование расходов на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в уровни бюджетной системы РФ.
Поскольку действия истца по самостоятельному приобретению билетов для проезда к месту лечения и обратно согласуются с приведенными выше нормами права и не отменяют обязанности, принятой на себя Министерством социальной защиты населения Амурской области, до 01 января 2016 года по оплате проезда к месту лечения и обратно в период действия полномочий в соответствии с нормативно-правовым актом субъекта.
Учитывая изложенное, а также отсутствие иных оснований для отказа в выплате Шалохову Ф.А. спорной компенсации, действия Министерства социальной защиты населения Амурской области по отказу в назначении и выплате Шалохову Ф.А. компенсации расходов за проезд авиационным транспортом к месту лечения и обратно на него и его сопровождающего лица является незаконными, а права Шалохова Ф.А. подлежат восстановлению путем взыскания с Министерства социальной защиты Амурской области компенсации расходов в связи с проездом к месту лечения и обратно в общей сумме 57430 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шалохова Ф. А. удовлетворить.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу Шалохова Ф. А. компенсацию расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств, к месту лечения и обратно в сумме 57 430 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 18 декабря 2018 года.
Председательствующий судья: Е.А. Фирсова