Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1902/2017 ~ М-1697/2017 от 04.07.2017

Дело № 2-1902/2017

РЕШЕНИЕ

именем российской федерации

4 сентября 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Соболя В.Г.,

при секретаре – Саркисян А.Р.,

с участием истца Смирнова А.Ф., представителей ответчиков Меньшиковой И.В. и Фурмановой В.В., представителей третьих лиц Порохонько Е.С. и Решетниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску ФИО14 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания, признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, -

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении, а в судебном заседании Смирнов А.Ф. сослался на то, что вместе с женой ФИО15 с .............. он постоянно проживает в жилом доме .............., который принадлежит жене.

В результате обильных дождей в период с 24 по 26 мая 2017 года произошло наводнение и их дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации и был подтоплен.

Он обратился в администрацию Минераловодского городского округа за получением единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи чрезвычайной ситуацией, однако в этом ему было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом доме.

Однако отсутствие регистрации по месту фактического постоянного жительства не должно ограничивать его право получении мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации.

Поэтому истец просила:

Установить факт его постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ..............

Признать его пострадавшим в результате возникшей из-за обильных дождей и наводнения чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24 по 26 мая 2017 года.

Обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края включить его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с возникшей из-за обильных дождей и наводнения чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24 мая 2017 года.

Ответчик – администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице своего представителя Меньшиковой И.В. просила принять решение по заявленным требованиям в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик - министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в лице своего представителя Фурманова В.В. и третьи лица - Правительство Ставропольского края в лице своих представителей Порохонько Е.С. и Решетниковой И.А., министерство финансов Ставропольского края в лице своего представителя Решетниковой И.А. не возражали против удовлетворения исковых требований об установлении факта постоянного проживания и признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку истцом, по их мнению, предоставлены достаточные доказательства его фактического проживания по указанному ими адресу.

Третьи лица - ГУ МВД России по Ставропольскому краю и ГУ МЧС России по Ставропольскому краю надлежаще извещены о времени и месте судебное заседание, их представители Дубцов А.С. и Ульяников В.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений на иск от них не поступило.

Третье лицо Авдеева В.В. подтвердила указанные истцом обстоятельства и считала необходимым иск удовлетворить.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По паспортным данным и домовой книге, Смирнов А.Ф. с .............. по настоящее время зарегистрирован в ...............

В соответствии со свидетельством органа ЗАГС, .............. Смирнов А.Ф. заключил брак с ФИО16 которой по свидетельству о государственной регистрации права от .............. ей принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом и земельный участок по ...............

Не проживание истца по месту регистрации и его постоянное проживание по пер. .............. до и на момент чрезвычайной ситуации подтверждается не только показаниями свидетеля ФИО17 но и различными письменными доказательствами: составленным соседями актом, согласно которому в этом доме Смирнов А.Ф. проживает постоянно, договором .............. от .............. о поверке счетчиков; товарной накладной от ..............

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 в связи с продолжительными ливневыми дождями и подъемом воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации с 00.00 часов 24 мая 2017 года.

По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 мая 2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года в жилом помещении по адресу: с.............. указано, что вода в дом не зашла, только в подвале. Собственник имущества ФИО18 перечень пострадавшего имущества не указан, не указана степень его утраты.

Согласно постановлению администрации Минераловодского городского округа от 27 июля 2017 года № 1910, в перечень домовладений (жилых помещений) расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джеумуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24 мая 2017 года, включено и домовладение, расположенное по адресу: ..............

.............. Смирнову А.Ф. администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на получение единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

По объяснениям истца и третьего лица Авдеевой В.В., она получила единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются.

При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (стст. 1, 7, 18 19).

В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден "Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".

Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека (пп "г" п. 2); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей (пп. "д" п. 2).

Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истца на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).

Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).

При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 N 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Исходя из приведенных правовых норм независимо от причин отсутствия регистрации по месту жительства это обстоятельство не является препятствием гражданину для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.

Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В.

Поэтому требования истца об установлении факта его постоянного проживания в этом помещении и признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из этих норм и положений стст. 2, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений.

Из содержания отказа администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о включении истца в список граждан для предоставления мер социальной поддержки неясно, каких именно документов, помимо подтверждающих его постоянное проживание, оказалось недостаточно для принятия положительного решения по его заявлению о включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

В такой ситуации понуждение администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о включении граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствующий список граждан, нуждающихся в оказании мер социальной поддержки является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Поскольку настоящим решением установлен факт постоянного проживания истца по указанному им адресу на момент чрезвычайной ситуации и он признан пострадавшим в результате этой чрезвычайной ситуации, то истец не лишен права на повторное обращение в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с приложением к перечню необходимых документов и копии вступившего в законную силу решения по настоящему делу - для включения его в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании мер социальной поддержки.

Поэтому в требовании обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края включить истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате возникшей из-за обильных дождей и наводнения чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24 мая 2017 года суд отказывает.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания ФИО19 в жилом помещении, расположенном по адресу: ..............

Признать ФИО20 пострадавшим в результате возникшей из-за обильных дождей и наводнения чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24 мая 2017 года.

В требовании обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края включить ФИО21 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с возникшей из-за обильных дождей и наводнения чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в период с 24 мая 2017 года - отказать.

Решение принято судом в окончательной форме 9 сентября 2017 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.

Председательствующий

2-1902/2017 ~ М-1697/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнов Александр Федорович
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
Авдеева Валентина Викторовна
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
ГУ МЧС России по СК
ГУ МВД России по СК
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Соболь Владимир Григорьевич
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
04.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2017Передача материалов судье
04.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2017Подготовка дела (собеседование)
07.08.2017Подготовка дела (собеседование)
07.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2017Судебное заседание
04.09.2017Судебное заседание
09.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2017Дело оформлено
11.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее