Решение по делу № 2-1689/2016 ~ М-1499/2016 от 07.09.2016

дело № 2–1689/2016

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Глушковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «16» ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Пугачевской О.А. к администрации сельского поселения «Нювчим» о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,

установил:

Пугачевская О.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим» о возложении обязанности предоставить на состав семьи два человека вне очереди на условиях социального найма жилое помещение благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 31 кв.м, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах п.Нювчим взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для постоянного проживания. Требования мотивированы тем, что Пугачевская О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В 2014 году межведомственной комиссий вынесено заключение о непригодности дома для постоянного проживания и принято соответствующее решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации сельского поселения установлены сроки сноса дома – до 01.01.2020, однако, вопрос о сроках расселения жильцов из данного дома органом местного самоуправления не решен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пугачевская О.А. обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Истец Пугачевская О.А. и ее представитель Яковлева Д.А., допущенная к участию в деле в качестве представителя истца по устному ходатайству последнего, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно указав, что признав дом аварийным, в нарушение положений действующего закона орган местного самоуправления не решил вопрос о расселении граждан, а установленный срок сноса дома, по убеждению истца и его представителя, является неразумным, а равно нарушающим права Пугачевской О.А. на обеспечение жилищем. Также пояснили, что предоставление жилого помещения будет носить именно компенсационный характер, и целью заявленных требований является не улучшение жилищных условий, а сохранение показателя обеспеченности истца жильем.

Ответчик администрация сельского поселения «Нювчим», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, предоставив заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом при рассмотрении дела установлено, что истец Пугачевская О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, п. Нювчим, в котором по месту жительства зарегистрированы истец и ее дочь Пугачевская Э.В.

По результатам обследования Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Нювчим», 14.11.2014 сделано заключение о признании шестиквартирного жилого дома <адрес> в п. Нювчим аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы сельского поселения от 16.06.2014 №6/42 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, – признан непригодным для проживания. Срок сноса или реконструкции установлен до 01.01.2020.

Также судом установлено, что на территории Сыктывдинского района действует муниципальная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МО МР «Сыктывдинский» из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы», утвержденная постановлением администрации муниципального района «Сыктывкар». Многоквартирный жилой дом <адрес> в п. Нювчим в названную программу не включен, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Полагая, что в связи с признанием жилого помещения, собственником которого является истец, непригодным для проживания у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению семьи истца жилым помещением, Пугачевская О.А. обратилась с настоящим исковым заявлением.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу положений ст. 210, 211 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 приведенной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Таким образом, исходя из анализа указанного выше законодательства, жилищные права собственника вышеназванного жилого помещения подлежат реализации в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.

Как указывалось выше, многоквартирный дом <адрес> Сыктывдинского района не включен в муниципальную адресную программу, а равно у истца не возникло право требовать предоставления ему другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворении исковых требований Пугачевской О.А.

Кроме того, суд учитывает в рассматриваемом случае разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым суд не вправе обязать уполномоченные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

При этом, как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 подпункта «и» пункта 20 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Однако, для возникновения жилищных правоотношений, связанных с социальным наймом жилого помещения муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Между тем, органом местного самоуправления в порядке, установленном законом, решение о признании семьи истца малоимущей не принималось.

То обстоятельство, что жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, расположено в жилом доме, который подлежит сносу, не является безусловным и достаточным основанием для возложения на администрацию сельского поселения «Нювчим» обязанности по предоставлению Пугачевской О.А. вне очереди другого жилого помещения взамен непригодного для проживания на условиях договора социального найма.

По приведенным выше мотивам обстоятельство непригодности жилого помещения само по себе не дает оснований собственнику жилого помещения требовать предоставления ему другого жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Жилое помещение может быть предоставлено в рамках реализации адресной программы, но в действующую программу по переселению, спорный дом не включен, а вопрос о включении домов в ту или иную адресную программу не относится к компетенции суда. При этом, суд не вправе понудить стороны к заключению соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Пугачевской О.А. к администрации сельского поселения «Нювчим» о возложении обязанности предоставить вне очереди составом семьи два человека благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-1689/2016 ~ М-1499/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пугачевская Ольга Александровна
Ответчики
администрация сельского поселения (АСП) "Нювчим"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
07.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2016Передача материалов судье
12.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.10.2016Предварительное судебное заседание
16.11.2016Судебное заседание
21.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2019Дело оформлено
28.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее