Судья – Никитин С.В. Дело № 33-<...>/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ17 марта 2015 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Малаевой В.Г., Диянова С.П.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре < Ф.И.О. >3
с участием прокурора < Ф.И.О. >4
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >9. на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Красноармейского района Краснодарского края обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 31 мая <...> г. об освобождении < Ф.И.О. >5 от призыва на военную службу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Красноармейского района совместно с военным следственным отделом по Краснодарскому гарнизону проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району (далее – Отдел), от призыва на военную службу. В ходе проверки установлено, что 31 мая 2011 г. призывной комиссией муниципального образования Красноармейского района принято решение об освобождении < Ф.И.О. >5 <...> г.р., от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья категория годности «В». В последующем Отделом < Ф.И.О. >5 выдан военный билет № <...> <...> На основании решения призывной комиссией муниципального образования <...> от <...> < Ф.И.О. >5 освобожден от призыва на военную службу на основании п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от <...> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с признанием ограничено годным по состоянию здоровья и выставления призывной комиссией категории годности «В». Решение призывной комиссии Красноармейского района от 31 мая 2011 г. об освобождении < Ф.И.О. >5 от призыва на военную службу утверждено призывной комиссией военного комиссариата Краснодарского края. Приказом военного комиссариата Краснодарского края <...> от 01 апреля 2013 г. < Ф.И.О. >5 зачислен в рядовые запаса. Кроме того, 20 августа 2014 г. старшим следователем военного следственного комитета РФ по Краснодарскому гарнизону возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, в отношении начальника военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району < Ф.И.О. >6 по факту совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в дачи распоряжения подчиненным сотрудникам оформить < Ф.И.О. >5 медицинские документы, в которых внесены не соответствующие действительности данные оякобы имеющемся заболевании «Атопический дерматит, осеннее-весенняя форма, период обострения». Приказом военного комиссара <...> от 29 августа 2014 г. пункт приказа <...> от 01 апреля 2013 г., касающийся присвоения воинского звания «рядовой запаса» < Ф.И.О. >5, отменен, как противоречащий закону. Таким образом, решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края об освобождения данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, так как вынесено по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника < Ф.И.О. >5 и не дающим ему право освобождения от прохождения военной службы. В этой связи, Прокурор просил суд: признать решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края от 31 мая 2011 г. об освобождении < Ф.И.О. >5 от призыва на военную службу незаконным; возложить на военный комиссариат Краснодарского края и призывную комиссию Красноармейского района Краснодарского края обязанность в виде организации мероприятий, связанных с призывом < Ф.И.О. >5 на военную службу; возложить на < Ф.И.О. >5 обязанность явиться на призывную комиссию Красноармейского района Краснодарского края, пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2014 г. заявленные требования прокурора Красноармейского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >5 просит решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2014 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора < Ф.И.О. >4, поддержавшего доводы возражений, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >5 состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району.
Прокуратурой Красноармейского района совместно с военным следственным отделом по Краснодарскому гарнизону проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району, от призыва на военную службу.
В ходе проверки установлено, что 31 мая 2011 г. призывной комиссией муниципального образования Красноармейского района принято решение об освобождении < Ф.И.О. >5, <...> года рождения от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья категория годности «В»
Прокурор, полагает, что решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края об освобождения данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно вынесено по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника < Ф.И.О. >5 и не дающим ему право освобождения от прохождения военной службы, в связи с чем обратился в суд.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд в защиту интересов Российской Федерации, если решениями органов созданы препятствия к осуществлению прав и свобод государственных органов или государством возложена какая-либо обязанность.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются такие иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенных федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействий) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» медицинское освидетельствование является этапом призыва на военную службу.
В соответствии с названной выше статьей и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии помимо прочих, также и решения об освобождения граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п.п. 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
По направлению военных комиссаров граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностическое исследования в порядке и объеме, установленных Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершению медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследования (лечения) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Руководители территориальных органов управления здравоохранением, руководители медицинских организаций и военные комиссары обеспечивают своевременное медицинское обследование (лечение) граждан.
В соответствии с п. 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, решение призывной комиссии об освобождения гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у граждан основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыва на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии или военному комиссариату (приложение № 32 к данной Инструкции), а именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае признания гражданина ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас и ему после утверждения этого решения призывной комиссией субъекта РФ выдается военный билет установленного образца.
В соответствии с п. 22 Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) гражданин Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденный приказом Министра обороны России и Минздрава России от 23.05.2001 № 240/168, списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз, и вынесенное заключение представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, правильность освобождения граждан от призыва на военную службу проверяет призывная комиссия субъекта Российской Федерации, на рассмотрение которой представляются личные дела данной категории призывников, которая до 15 июля (31 декабря), то есть, до окончания сроков призыва граждан на военную службу, предусмотренных ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принимает решение об утверждении или отмене (в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе) решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от призыва
Отсюда, согласно указанным требованиям закона решения призывных комиссий муниципальных образований приобретают обязательный характер только после их утверждения призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решения, указанных в пункте ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами, личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы в муниципальных образованиях.
Прокурорской проверкой установлено, что < Ф.И.О. >5 на основании решения призывной комиссии Красноармейского района от 31 мая 2011 г. освобожден от призыва на военную службу на основании п. «а» ч. 1ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с признанием ограниченно годным по состоянию здоровья и выставления призывной комиссией категории годности «В».
Решение призывной комиссии Красноармейского района от 31 мая 2011 г. об освобождении < Ф.И.О. >5 от призыва на военную службу утверждено призывной комиссией военного комиссариата Краснодарского края.
Приказом военного комиссара Краснодарского края <...> от 01 апреля 2013 г. < Ф.И.О. >5 зачислен в рядовые запаса.
Судом установлено, что 20 августа 2014 г. старшим следователем военного следственного отдела следственного комитета по Краснодарскому гарнизону возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, в отношении начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по <...> < Ф.И.О. >6 по факту совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в даче распоряжения подчиненным сотрудникам оформить < Ф.И.О. >5 медицинские документы, в которые внесены не соответствующие действительности данные о якобы имеющемся заболевании «Атопический дерматит, осенне-весенняя форма, период обострения».
Поскольку < Ф.И.О. >5 в военный комиссариат не представлены медицинские документы, подтверждающие заболевание «Атопический дерматит, осенне-весенняя форма, период обострения», приказом военного комиссара <...> от 29 сентября 2014 г. пункт приказа <...> от 01 апреля 2013 г. в части присвоения воинского звания «рядовой запаса» < Ф.И.О. >5 отменен, как противоречащий закону.
При этом, < Ф.И.О. >5 также не был лишен права пройти медицинское освидетельствование в независимом экспертном учреждении для подтверждения его категории годности к военной службе.
Поскольку ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств, подтверждающих ранее установленный диагноз, < Ф.И.О. >5 не представил результаты медицинского освидетельствования в независимом экспертном учреждении для подтверждения его категории годности к военной службе, у призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края не было оснований для освобождения призывника от прохождения военной службы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края об освобождении данного призывника от призыва на военную службу не может быть признано законным и подлежит отмене, в связи с чем Красноармейский районный суд Краснодарского края обоснованно удовлетворил своим решением от 21 октября 2014 г. заявленные требования Прокурора Красноармейского района.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 09 октября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу < Ф.И.О. >5 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: