Решение по делу № 2-5911/2015 ~ М-3966/2015 от 22.06.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                      16 ноября 2015 года

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,

при секретаре Демидовой Е.А.,

с участием представителя процессуального истца Самусевой Т.А.,

материального истца Шимохина С.Я.,

представителя ответчика Маташковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Шимохина С.Я. к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Шимохина С.Я. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение.

    Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

    В ходе проведения проверки установлено, что Шимохин С.Я. является инвалидом II группы. ДД.ММ.ГГГГ Шимохиным С.Я. в филиал (Левобережный) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания, предоставлены необходимые документы.

    Шимохин С.Я. уведомлен о том, что он поставлен на учет в список нуждающихся на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета. Ему разъяснено, что о возможности выделения санаторно-курортной путевки и дате заезда он будет уведомлен дополнительно.

    Вместе с тем, на момент проверки личного дела инвалида установлено, что путевка на санаторно-курортное лечение ему до настоящего времени не выдана.

    Полагает, что не обеспечение Шимохина С.Я. путевкой на санаторно-курортное лечение не позволяет последнему пройти необходимую реабилитацию, в результате чего нарушаются права инвалида и создается угроза его здоровью.

Просит обязать Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала обеспечить Шимохина С.Я. путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю рекомендуемого лечения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании материальный истец Шимохин С.Я. заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал, представитель процессуального истца старший помощник прокурора <адрес> Самусева Т.А., представила ходатайство заместителя прокурора <адрес> об отказе от исковых требований в связи с изменением судебной практики, последствия отказа от исковых требований, предусмотренные ст.221 ГПК РФ разъяснены и понятны.

Представитель ответчика Маташкова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Приказом ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ реализация права граждан на получение путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке электронной очереди граждан льготной категории, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления гражданина. Шимохин С.Я. после подачи заявления в фонд был поставлен в очередь, номер которой составил 3583. В порядке очередности истец будет обеспечен путевкой. Удовлетворение требований прокурора нарушит права иных инвалидов, включенных в данную очередь и имеющих такое же право на предоставление путевки, как истец.

            Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

        Материальный истец Шимохин С.Я. об отказе от исковых требований не заявлял, требования прокурора в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены.               В связи с чем суд считает невозможным принять отказ процессуального истца от иска, поскольку тем самым будут нарушены права материального истца.

            Рассматривая заявленные исковые требования суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от ДД.ММ.ГГГГ N 256.

Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с ДД.ММ.ГГГГ

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1294).

Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 750н).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шимохин С.Я. является инвалидом II группы.

Согласно справке бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> "Городская поликлиника N 12" от ДД.ММ.ГГГГ N , у Шимохина С.Я. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ Шимохин С.Я. обратился в ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок работы Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его филиалов с электронной очередью граждан льготной категории на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение.

Как следует из информации, предоставленной фондом, истец был поставлен в очередь на получение путевки, номер которой составил 3583.

При вынесении решения суд принимает во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по <адрес>, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Шимохина С.Я. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

Заявление Шимохина С.Я. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Шимохину С.Я. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

С учетом приведенных обстоятельств суд считает, что возложение на ответчика обязанности предоставить Шимохину С.Я. санаторно-курортную путевку по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании справки лечебного учреждения по профилю его заболевания без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, может повлечь нарушение прав иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по <адрес>, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                      /░░░░░░░/                                      ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                                         ░░░░░░░░ ░.░.

2-5911/2015 ~ М-3966/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Железнодорожного района г. Красноярска
Шимохин Сергей Яковлевич
Ответчики
ГУ КРО ФСС РФ в лице Филиала №1
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Шабалина Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
22.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2015Передача материалов судье
29.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2015Судебное заседание
04.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2018Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее