Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2421/2016 ~ М-2679/2016 от 09.09.2016

Дело № 2-2421/2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области             «20» октября 2016 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,

с участием cтаршего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области ФИО6,

истца ФИО1.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района <адрес> об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Проверкой установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать ФИО5 на основании решения Боровичского городского суда в 1999 г. лишена родительских прав. Согласно постановления администрации <адрес> и <адрес> от 27.04.1999г. «Об определении несовершеннолетнего ФИО1 в детское государственное учреждение» ФИО1 направлен на воспитание в детское государственное учреждение «Детский дом- школа». В соответствии с п. 2 указанного постановления, за несовершеннолетним сохранена жилая площадь по адресу д. Черноземь, <адрес>. Постановлением администрации Боровичского муниципального района от 03.09.2009 г. п. 2 постановления администрации города и района от 27.04.1999г. отменен и постановлено, что ФИО1 надлежит предоставить жилое помещение в соответствии с законодательством. На основании постановления администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 принят на учет лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Проверкой установлено, что ФИО1 в период с 1999 г. по 2013 г. воспитывался в ГОБОУ «Школа-интернат » (ранее ГОБОУ «ДДШ») а в период с 2013 г. по 2015 г. обучался в ОГАПОУ «Боровичский техникум общественного питания и строительства», проживал в общежитии, находился на полном государственном обеспечении. ФИО1 закончил обучение в 2015 г. До настоящего времени ФИО1 администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца старший помощник межрайонного прокурора ФИО6 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал и просил их удовлетворить. Подтвердил, что мать воспитывала его одна, являлась матерью-одиночкой и в последующем была лишена родительских прав. Никакого жилого помещения после окончания техникума ему предоставлено не было, жилого помещения для проживания не имеет, скитается по знакомым.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО7 в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Представитель третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Возражений относительно заявленных прокурором исковых требований не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).

Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;

3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.

Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".

В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.

Проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать ФИО5 на основании решения Боровичского городского суда в 1999 года лишена родительских прав. Из решения суда следует, что мать ФИО1 являлась одинокой матерью, сведения об отце указаны в актовой записи о рождении истца со слов ФИО5

Согласно постановлению администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен на воспитание в детское государственное учреждение «Детский дом- школа» и за несовершеннолетним сохранена жилая площадь по адресу д. Черноземь, <адрес> Железковского сельсовета.

В соответствии с постановлением администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 постановления администрации города и района от 27.04.1999г. отменен и постановлено обеспечить ФИО1, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с законодательством.

На основании постановления администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, проверкой установлено, что ФИО1 в период с 1999 года по 2013 год воспитывался в ГОБОУ «Школа-интернат » (ранее ГОБОУ «ДДШ»), а в период с 2013 года по 2015 год обучался в ОГАПОУ «Боровичский техникум общественного питания и строительства», проживал в общежитии, находился на полном государственном обеспечении. ФИО1 закончил обучение в 2015 году.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени ФИО1 администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен.

ФИО1 собственником либо иным владельцем объектов недвижимости не является.

ФИО1 не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратился к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты его законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке. ФИО1, будучи лицом, оставшимся без попечения родителей, является представителем социально незащищенных слоев населения, не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту, в связи с чем, в соответствии с действующим федеральным законодательством Боровичский межрайонный прокурор вправе обратиться в суд в защиту его нарушенных прав и законных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.В. Котенко

2-2421/2016 ~ М-2679/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Егоров Илья Александрович
Боровичская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Боровичского муниципального района
Другие
Департамент образования и молодёжной политики Новгородской области
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Котенко Ирина Владимировна
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
09.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
12.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2016Подготовка дела (собеседование)
06.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2016Судебное заседание
20.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2016Дело оформлено
24.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее