Решение по делу № 2-1685/2015 ~ М-1549/2015 от 13.07.2015

Гр.дело №2-1685/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мичуринск                                                                             13 августа 2015 года        

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Гончарова М.В.,

при секретаре Поповой Е.В.,

с участием представителя истца Смоленцева В.С. - Смоленцева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленцева В.С. к управлению строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска Тамбовской области о признании отказа органа местного самоуправления в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой прибора индивидуального отопления незаконным и возложении обязанности согласовать переустройство квартиры в соответствии с законодательством РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Смоленцев В.С. обратился в Мичуринский городской суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он является собственником квартиры             многоквартирного дома <адрес>.

26.02.2015 г. он сдал в МФЦ г. Мичуринска документы на получение решения о согласовании переустройства с установкой прибора индивидуального отопления в указанной квартире.

05.03.2015 г. им был получен ответ управления строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска об отказе в получении согласования со ссылкой на пункт 44 постановления Правительства РФ № 307 от 16.04.2012 г.

С данным отказом не согласен поскольку п.15 ст.14 Федерального закона          № 190-ФЗ запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, а пункт 44 постановления Правительства РФ № 307 от 16.04.2012 запрещает использование источников тепловой энергии не соответствующих требованиям, указанным в этом пункте, и не запрещает установку систем индивидуального отопления в многоквартирных домах соответствующих указанным требованиям.

Также указывает, что согласно свода правил СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», в квартирах жилых зданий высотой не более 15 метров допускается применять теплогенераторы с открытой камерой сгорания. <адрес> не входит в общегородскую систему теплоснабжения, так как в этом доме установлена индивидуальная блочная котельная, которая принадлежит ЖСК № 7 и установка котлов индивидуального отопления в квартирах этого дома никак не влияет на общегородскую систему теплоснабжения. В данном доме в нескольких квартирах установлены системы индивидуального отопления. Кроме того, п.2 ст.26 ЖК РФ содержит полный список документов требуемых для проведения переустройства, а п.3 ст.26 ЖК РФ указывает на то, что органы, осуществляющие согласование не вправе требовать иные документы, кроме тех, которые указаны в п.2 ст.26 ЖК РФ, соответственно нахождение или не нахождение <адрес> в списках домов которым рекомендовано установление индивидуального отопления не может являться основанием для отказа в получении разрешения на переустройство.

Истец Смоленцев В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

В судебном заседании представитель истца Смоленцев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он со своей семьей проживает в <адрес> по ул. <адрес>, принадлежащей на праве собственности его отцу Смоленцев В.С. Им получены тех.условия в филиале п. Коммунар ОАО «Газпром Газораспределение Тамбов» на установку отопительного газового котла с открытой камерой сгорания и заказаны необходимые проекты, которые выполнены ООО Архитектурно-проектная мастерская «Аварх». Для установки газового котла имеются все условия, при которых не придется каким-либо образом затрагивать общее имущество дома, а необходимо лишь отключение от общей системы отопления. Считает, что для этого решение общего собрания жильцов не нужно, поскольку данное действие не выходит за пределы одной квартиры. Просил признать ответ управления строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска незаконным и обязать выдать согласование на переустройство квартиры в соответствии с законодательством РФ.

Представитель ответчика управления строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.

Допрошенный в качестве специалиста начальник производственно-технической группы филиала ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» в                       п. Коммунар Матросов А.А. пояснил, что порядок установки отопительных котлов следующий: сначала гражданин обращается к ним в организацию за выдачей технических условий, после чего он заказывает проект, который должен быть согласован с филиалом ОАО «Газпром газораспределение Тамбов», после этого заказчик должен получить разрешение органа местного самоуправления. В данном случае их организация 12.01.2015 г. выдала технические условия на установку отопительного котла Смоленцевым В.С. в квартире <адрес>, после чего он 17.02.2015 г. был согласован проект. Данные технические условия и проект, выполненный по ним, не являются решением для проведения переустройства, а лишь свидетельствуют о том, что имеется техническая возможность присоединения объекта к газораспределительной сети. Выдача технических условий свидетельствует о том, что в случае установки и использования прибора индивидуального отопления, права и интересы других потребителей ущемлены не будут. Также указал, что конкретный вид отопительного котла, с открытой или закрытой камерой сгорания, не рассматривался, а рассматривалось, в общем смысле, направление использования газа - индивидуальное отопление. Установка отопительного котла Смоленцевым В.С.

В силу положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.01.2012 г. № 199-О-О указал, что норма части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Статьи 25, 26 ЖК РФ предусматривают, что установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройствами жилого помещения, которые проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Из ч.2 ст.26 ЖК РФ следует, что для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно ч.3 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Часть 1 ст.27 ЖК РФ определяет основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Такой отказ допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии с частями 2 и 3 ст.27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что дом <адрес> имеет 4 этажа, состоит из 60 квартир, из которых 4 переведены на индивидуальное отопление до введения запрета перехода на такое отопление.

Квартира находится на 1 этаже данного дома и принадлежит Смоленцеву В.С..

В квартире проживает сын собственника Смоленцев А.С. со своей семьей.

Смоленцев В.С. с целью согласования переустройства квартиры в связи с установкой прибора индивидуального отопления 26.02.2015 г. сдал документы в МФЦ.

05.03.2015 г. им был получен ответ начальника управления строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска от 02.03.2015 г., из которого следовало, что согласно Федеральному закону РФ от 12.07.2010 г. № 190-ФЗ                                     «О теплоснабжении» и постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 г. «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», пункт 44 «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных дома с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии…», а также дом <адрес> не значится в списке многоквартирных домов, жителям которых рекомендовано индивидуальное теплоснабжение.

Как видно обжалуемый ответ не отвечает требованиям ч.2 ст.27 ЖК РФ поскольку не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.27 ЖК РФ. Кроме того ответ содержит неясность относительно принадлежности к какому законодательству пункта 44 и в нем допущена ошибка в дате федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не от 12.07.2010 г., а от 27.07.2010 г., в связи с чем его нельзя признать законным и в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о возложении на управление строительства и архитектуры администрации                          г. Мичуринска обязанности по согласованию переустройства квартиры в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1 ст.290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491,              в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, определено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Судом установлено, что находящиеся в квартире истца трубопроводы отопления (стояки) отопления служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие помещения, в связи с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что отключение истца от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы теплоснабжения. Изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги в данном многоквартирном доме.

В соответствии с п.21 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания должны соответствовать требованиям проектной документации.

Согласно п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Между тем, установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение такого переустройства квартиры на момент обращения заявителя в администрацию получено не было, и до настоящего времени такого согласия не имеется. Указанные обстоятельства Смоленцевым А.В. в суде не оспаривались.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смоленцева В.С. удовлетворить частично.

Признать ответ начальника управления строительства и архитектуры администрации г. Мичуринска от 02.03.2015 г. об отказе Смоленцеву В.С. в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой прибора индивидуального отопления незаконным.

В удовлетворении исковых требований Смоленцева В.С. о возложении на управление строительства и архитектуры администрации                   г. Мичуринска обязанности согласовать переустройство квартиры в соответствии с законодательством РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий -       М.В. Гончаров

2-1685/2015 ~ М-1549/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смоленцев Валерий Серафимович
Ответчики
Управление строительства и архитектуры администрации г.Мичуринска Тамбовской области
Суд
Мичуринский городской суд Тамбовской области
Судья
Гончаров Максим Валерьевич
Дело на странице суда
michurinskygs--tmb.sudrf.ru
13.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2015Передача материалов судье
15.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2015Подготовка дела (собеседование)
21.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2015Судебное заседание
29.07.2015Судебное заседание
13.08.2015Судебное заседание
13.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2016Дело оформлено
01.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее