РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июля 2020 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Катасонова А.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации г.о. Тольятти к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование иска указав, что между мэрией г.о. Тольятти и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно договора аренды истец передал в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>», общей площадью № для дальнейшей эксплуатации продуктового магазина-кафе сроком на 49 лет. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке. В связи с переходом права собственности на объект недвижимости имущества ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор перенайма земельного участка, который был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором перенайма должник ФИО1 является арендатором по договору аренды №. На основании вышеизложенного истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по договору в сумме 116 023,10 рублей, пени в сумме 6 201,56 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п.4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом.
В соответствии со статьей 65 Земельного Кодекса РФ предусмотрена платность использования земли в Российской Федерации. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со ст. 614 ГК Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.22 Земельного Кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающими размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде, т.е. с применением Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов" и Решения Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов".
Судом установлено, между мэрией г.о. Тольятти и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно договора аренды истец передал в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301145:64, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>», общей площадью № кв.м., для дальнейшей эксплуатации продуктового магазина-кафе сроком на 49 лет. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке. В связи с переходом права собственности на объект недвижимости имущества был заключен ДД.ММ.ГГГГ договор перенайма земельного участка, который был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с договором перенайма должник ФИО1 является арендатором по договору аренды №.
Договором аренды предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату ежеквартально не позднее 10- числа первого месяца текущего квартала.
В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан своевременно и в полном объеме вносить арендную плату.
Согласен п. 5.3. договора аренды в случае неуплаты арендатором платежей в сроки, установленные условием договора, арендодатель начисляет пени в размере 0,03% за каждый день просрочки от суммы задолженности.
Согласно расчета истца задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по арендной плате составляет 116 023,10 рублей и пени в сумме 6 201,56 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик не оспаривает наличие задолженности, однако оспаривает расчет истца, полагает, что задолженность по арендной плате ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 187,63 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 975,72 рубля.
Ответчик в своих возражениях и расчете ссылается на следующее.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 582 установлен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Ответчик полагает, что поскольку арендуемый земельный участок находится в местах общего пользования, право на приобретение данного земельного участка ограничено ст.ст. 27, 39.3, 85 ЗК РФ, а потому арендная плата не может превышать размер земельного налога.
С данными доводами суд не соглашается.
Согласно п.24 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Арендуемый истцом земельный участок в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ не ограничен в обороте.
Пределы применения принципа N 7 разъяснены также в Письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес>И-6099, согласно которому, вышеуказанный принцип применим исключительно в случаях аренды земельных участков, отнесенных в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте землям, и учитывает интересы лиц, арендующих такие земельные участки, которые не могут приобрести земельный участок в собственность ввиду ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев определения арендной платы в размере не выше размера земельного налога.
Истец к лицам, указанным в п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ, не относится, следовательно, подлежит применению общий порядок расчета арендной платы.
Действие принципа N 7, фактически предусматривающего льготу по уплате платежей за землю, не отменяет положения п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ о круге лиц, которые обязаны вносить арендную плату за земельный участок в размере земельного налога, поскольку согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
Суд, проверив расчет истца, считает его верным, поскольку он произведен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес>, утверждённым постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории г.о. Тольятти».
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком обязательства по договору аренды не исполняются, истец обоснованно обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в размере 122 224,66 рублей, из них: задолженность по арендной плате 116 023,10 рублей, пени за просрочку платежей 6 201,56 рублей.
В соответствии с пп.1.1. п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета исходя из удовлетворенных требований имущественного характера в размере 3 644,49 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.о. Тольятти удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации г.о. Тольятти задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116 023,10 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 201,56 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Тольятти госпошлину в размере 3 644,49 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: