Решение по делу № 2-318/2013 (2-2172/2012;) от 07.12.2012

Дело № 2-318/2013

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

26 февраля 2013 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самойловой О.С., при секретаре Коршуновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тельновой Нины Яковлевны к ГУ -Управлению Пенсионного фонда РФ №19 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы,-

у с т а н о в и л :

Истица Тельнова Н.Я. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ №19 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы и взыскании единовременно задолженности по пенсии.

Исковые требования мотивировала тем, что она является вдовой Т.В.И., непосредственного участника в действиях подразделений особого риска, который в период участия в испытаниях ядерного оружия подвергся воздействию радиации. После освидетельствования в БМСЭ с 22.06 по 07.09.1999 ему установлена инвалидность 2 группы с причиной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска при исполнении обязанностей военной службы бессрочно. <дата> он скончался. По решению Российского межведомственного экспертного совета № от 25.08.2011 причина смерти связана с воздействием радиационных факторов в период участия в действиях подразделений особого риска. На момент смерти мужа она являлась пенсионером по возрасту и получала пенсию с 01.08.1994.

Ответчик на её заявления о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца отказал в расчете и выплате пенсии на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Она бесспорно в настоящее время относится к нетрудоспособным членам семьи погибшего инвалида, заболевания которого получены при исполнении иных обязанностей военной службы, и связанные с аварией на Чернобыльской АЭС. Это обстоятельство не вызывает сомнений у ответчика.

Ссылаясь на абз. 2и 5 п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2123-1, п.п. 2,3 ст.29 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.п. 5 п.3 ст.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ, просила обязать ГУ-УПФРФ №19 по г. Москве и Московской области выплачивать в пользу Тельновой Н.Я. ежемесячно пенсию по случаю потери кормильца с 01.12.2012 бессрочно на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы; взыскать единовременно с Военного комиссариата Московской области в пользу Тельновой Н.Я. задолженность по пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2010 по 30.11.2012.

В предварительном судебном заседании 06.02.2012 представитель истца по доверенности Китаев В.В. уточнил исковые требования, просил взыскать единовременно с ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области в пользу Тельновой Н.Я. задолженность по пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2010 по 30.11.2012 в размере <сумма> руб. Указал, что заявленные требования в иске от 07.12.2012 к Военному комиссариату Московской области являются ошибочными. В остальном на исковых требованиях наставал.

Истица Тельнова Н.Я. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала полностью, дала объяснения, аналогичные установочной части решения.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области по доверенности Ярыгина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв на иск Тельновой Н.Я., в котором указывают, что Тельнова Н.Я. неоднократно обращалась в Управление ПФР с заявлением о разъяснении порядка установления ей двух пенсий как вдове инвалида из числа граждан из подразделений особого риска. В ответах ей разъяснялись положения федеральных законов, регламентирующих порядок пенсионного обеспечения указанных граждан. Отказ в назначении второй пенсии Управлением ПФР не выносился, так как с заявлением установленной формы о назначении второй пенсии Тельнова Н.Я. не обращалась. В соответствии с действующим законодательством лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору, за исключением, в частности категории граждан, предусмотренных п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ. Считают, что истица к числу граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, не относится. Члены семей граждан из числа подразделений особого риска имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца по нормам, указанным в п.п.1 п.4 ст.15 Закона №166-ФЗ. Вместе с тем Тельновой Н.Я. неоднократно разъяснялось, что получаемая ею в настоящий момент трудовая пенсия по старости превышает размер пенсии по случаю потери кормильца и переход на этот вид пенсии нецелесообразен.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Военного комиссариата Московской области по доверенности Николаева Е.А. поддержала позицию ответчика, полагая, что истица не относится к категории граждан, имеющих право на получение двух пенсий одновременно. Пояснила, что по линии Министерства обороны РФ пенсия Т.В.И. не назначалась и не выплачивалась. Тельнова Н.Я. получила удостоверение Участник действий подразделений особого риска» (члена семьи потерявшего кормильца).

Выслушав истицу Тельнову Н.Я., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области по доверенности Ярыгину Т.В., представителя третьего лица Военного комиссариата Московской области по доверенности Николаеву Е.А., исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Т.В.И. является ветераном Подразделения особого риска и проходил военную службу в г. Семипалатинске с 19 ноября 1954 г. по 23 декабря 1957г. в в/ч № (справка Военного комиссара г. Электросталь от 29 апреля 2002г. №)

<дата> Т.В.И. умер (свидетельство о смерти серии №).

Согласно заключения Решения экспертного совета – Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов на базе ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Минздравсоцразвития РФ № от 06.09.2011, причина смерти Т.В.И., <дата> г.р., связана с воздействием радиационных факторов в период участия в действиях подразделений особого риска.

Истица Тельнова Н.Я. получает пенсию по старости с 01.08.1994 (справка ГУ-УПФРФ №19 по г. Москве и Московской области №47 от 06.02.2013)

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации этого конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска было распространено действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах, установленных настоящим Постановлением.

Пунктом 2 данного Постановления установлено, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно абзаца 4 п. 2 названного Постановления установлены меры социальной поддержки для семей, потерявших кормильца из числа граждан подразделений особого риска, предусмотренные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.

Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2011 г. №1327-О-О, относительно абзаца четвертого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", то им на членов семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения же, связанные с назначением и выплатой пенсий, он не регулирует.

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Определение круга лиц, имеющих такое право, и условий его реализации - прерогатива законодателя. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, в том числе предоставление возможности одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О, от 15 ноября 2007 года N 774-О-О и от 3 июля 2008 года N 678-О-О).

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленной возможности назначения двух пенсий нетрудоспособным членам семьи инвалида вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права истца в сфере пенсионного обеспечения, в том числе и предусмотренные ст.19 и ст.42 Конституции РФ.

Таким образом, учитывая изложенное выше, у истицы, являющейся вдовой лица из подразделения особого риска, ставшего инвалидом, отсутствует право на получение пенсии по потере кормильца, предусмотренное ст. 29 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку на нее указанная норма закона (ст. 29) не распространяется.

На основании выше изложенного суд считает, что оснований для удовлетворения требований истицы Тельновой Н.Я. о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с 01.12.2012, а также о взыскании единовременно с ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области в её пользу задолженности по пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2010 по 30.11.2012 в размере <сумма> рублей отсутствуют, так как смерть Т.В.И. наступила не вследствие военной травмы и не связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, равно как не связана с аварией на ЧАЭС.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Тельновой Нины Яковлевны к ГУ -Управлению Пенсионного фонда РФ №19 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с 01.12.2012, а также о взыскании единовременно с ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области в пользу Тельновой Нины Яковлевны задолженности по пенсии по случаю потери кормильца с 01.05.2010 по 30.11.2012 в размере <сумма> рублей– отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: О.С. Самойлова

Полный текст решения изготовлен 4 марта 2013 года.

Судья: О.С. Самойлова

2-318/2013 (2-2172/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тельнова Н.Я.
Ответчики
ГУ УПФ № 19 по г. Москве и Московской области
Другие
Военный комиссариат Московской области
Ярыгина Т.В.
Китаев
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Дело на странице суда
elektrostal.mo.sudrf.ru
07.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2012Передача материалов судье
12.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
12.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2013Предварительное судебное заседание
06.02.2013Предварительное судебное заседание
26.02.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее