Дело № 2-49/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Чадан 06 февраля 2013 г.
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующей судьи Омзаар О.С., при секретаре Чалзап А.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Салчак Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна о признании бездействия администрации поселения незаконным и возложении обязанности установить дорожные знаки, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района незаконным и о возложении обязанности установить дорожные знаки «Дети», «Ограничение максимальной скорости», «Пешеходный переход», искусственную неровность на асфальтированных участках дорог вблизи образовательных учреждений и на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка. В обоснование заявленных требований, прокурор ссылаясь на Конституцию РФ, Федеральные законы № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», указал на то, что по результатам проведённой прокуратурой Дзун-Хемчикского района проверки соблюдения прав несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, в частности права на безопасные условия дорожного движения выявлены, что 1) вблизи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города Чадан, на участке дороги по <адрес>, отсутствует дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», искусственная неровность на асфальтированном участке, 2) вблизи школы № 3, на участке дороги по <адрес>, отсутствует дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»», 1.23 «Дети», повторный знак «Дети» с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка школы № 3, 3) вблизи школы № 1, на участке дороги по <адрес>, отсутствует дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», искусственная неровность на асфальтированном участке, 4) вблизи школы № 4, на участке дороги по <адрес>, отсутствует дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»», 1.23 «Дети», повторный знак «Дети» с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка школы № 4, 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» отсутствуют. Отсутствие указанных знаков ставит в опасность участников дорожного движения, воспитанников учебных заведений и иных лиц, посещающих образовательные учреждения. Тем самым нарушаются права несовершеннолетних и посетителей учреждений на жизнь и охрану здоровья.
В судебном заседании представитель истца требования прокурора поддержала в полном объёме и просит суд удовлетворить иск по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении не заявлял.
Суд, выслушав представителя прокурора, исследовав приобщенные к делу доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Дзун-Хемчикского района была проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, в частности права на безопасные условия дорожного движения. В ходе проверки установлено, что администрация городского поселения бездействует по исполнению Конституции РФ и федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» по установке дорожных знаков вблизи образовательных учреждений и на определённых опасных участках автодороги поселения. Тем самым нарушаются права несовершеннолетних и посетителей образовательных учреждений на жизнь и охрану здоровья, обеспечиваемые безопасными условиями дорожного движения.
Так, в соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закреплено, что обеспечение безопасности дорожного движения это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 9 вышеуказанного закона, система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 вышеуказанного закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2.25 «ГОСТа Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.
В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно пунктам 5.6.24 и 5.6.25 «ГОСТа Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 – слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.
При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках.
На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода.
5.6.25. Знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности.
Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.
Согласно п. 5.2.19 «ГОСТа Р 52289-2004, знак 1.17 "Искусственная неровность" устанавливают перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости.
В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью.
В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к одним из вопросов местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава городского поселения, к вопросам местного значения города Чадан, наряду прочих, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно акту проверки улично-дорожной сети от 5 декабря 2012 года, 16 января 2013 года и фототаблиц, составленных государственным инспектором ОГИБДД МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский», вблизи МОУ СОШ №№ 1, 2, 3, 4 города Чадан, перед ними отсутствуют дорожные знаки 3.24 «ограничение максимальной скорости», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», знак дополнительной информации (табличка) 8.2.1 и искусственные неровности.
Согласно объяснению председателя администрации городского поселения Ондар Б.С. от 14 января 2013 года, дорожные знаки «Дети», знаки об ограничении скорости возле школ №№ 1, 2, 3 города Чадан и разметка о пешеходном переходе возле школы № 2 имеются. Повторные знаки «Дети» с табличкой 8.2.1, знаки 5.19.1, 5.19.2 и искусственная неровность вблизи вышеуказанных объектов не имеются. На дорогах возле школ № 1, 4 искусственных неровностей нет.
Согласно объяснению водителя автобуса школы № 3 от 5 декабря 2012 года, вблизи школы дорожный знак «Дети» и асфальтированной дороги нет.
Решением комиссии по безопасности дорожного движения на территории Дзун-Хемчикского кожууна № 2 от 16 января 2013 года постановлено, провести обследование центральных улиц города, территорий образовательных учреждений, где требуются знаки и пешеходные переходы.
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства, и пояснения сторон, подтверждают обоснованность заявленных прокурором требований в незаконном бездействии по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённого пункта города и деятельности по обеспечению безопасности участников дорожного движения, воспитанников школ и иных лиц, посещающих образовательные учреждения. При таких обстоятельствах суд считает, что имеются все основания для удовлетворения требования в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна о признании бездействия администрации поселения незаконным, выразившееся в не установке соответствующих дорожных знаков и искусственных неровностей вблизи общеобразовательных учреждений города Чадан – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района, выразившееся в не установке дорожных знаков вблизи общеобразовательных учреждений города Чадан.
Возложить на администрацию городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района обязанность установить в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу следующие дорожные знаки:
- по <адрес>, вблизи школы № 2 (<адрес>):- 3.24 «Ограничение максимальной скорости», - 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», - искусственную неровность на асфальтированном участке дороги по <адрес> вблизи школы;
- на участке дороги по <адрес>, вблизи школы № 3 (<адрес>): - 3.24 «Ограничение максимальной скорости», - 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»;
- по <адрес>, вблизи школы №3 г.Чадан: - 3.24 «Ограничение максимальной скорости», - 1.23 «Дети», - повторный знак «Дети» с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка школы №3 ;
- на участке дороги по <адрес>, вблизи школы № 1 (<адрес>): - 3.24 «Ограничение максимальной скорости», - 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», - искусственную неровность на асфальтированном участке вблизи школы;
- на участке дороги по <адрес>, вблизи школы № 4 (<адрес>): - 3.24 «Ограничение максимальной скорости»», - 1.23 «Дети», - повторный знак «Дети» с табличкой 8.2.1 на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка школы, - 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» вблизи школы.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение месячного срока со дня принятия.
Судья О.С.Омзаар
Решение не вступило в законную силу.