Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3516/2015 ~ М-3392/2015 от 31.07.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2015 года (с учетом выходных дней)

Дело № 2-3516/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2015 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.

при секретаре Малышевой А.В.

с участием представителя истца Уманцевой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатова В.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Соломатов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию транспортного средства.

В обоснование заявленных требований указал, что по договору купли-продажи № 7 от 05 сентября 2014 года, заключенному между ним и ГОБУ «Подразделение транспортно-хозяйственного обслуживания», приобрел транспортное средство «УАЗ-3962», 1998 года выпуска, государственный регистрационный знак . Ему был передан паспорт транспортного средства, а также свидетельство о регистрации транспортного средства, в которых идентификационный номер транспортного средства отсутствует.

На обращение в ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о постановке указанного автомобиля на регистрационный учет получил отказ в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с указанным транспортным средством по причине обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной заводом-изготовителем.

С данным отказом не согласился, полагает его незаконным, поскольку никаких изменений или уничтожений идентификационной маркировки, нанесенной заводом-изготовителем, им не производилось, ранее внесенные изменения в узлы и агрегаты автомобиля были зарегистрированы в ГИБДД в установленном порядке прежним собственником – ГОБУ «ПТХО».

Просил обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области произвести регистрационные действия с транспортным средством «УАЗ-3962», 1998 года выпуска, государственный регистрационный знак .

Истец Соломатов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, воспользовался правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Уманцева П.В. в судебном заседании на заявленных истцом требованиях настаивала по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении, полагала, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств несоответствия транспортного средства техническим требованиям, препятствующим его допуску к эксплуатации, и каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны Соломатова В.В.

Определением суда от 03 сентября 2015 года произведена замена ответчика на надлежащего - Управление МВД России по Мурманской области.

Представитель УМВД России по Мурманской области, структурным подразделением которого является Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями не согласился, полагая отказ в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля «УАЗ-3962», государственный регистрационный знак , законным и обоснованным.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена необходимость регистрации транспортных средств.

Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года
№ 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).

Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от
01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»).

Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает содержание права собственности. При этом реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством Российской Федерации отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежат в связи с этим регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств, прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001.

Судом установлено, что 05 сентября 2014 года между Соломатовым В.В. и ГОБУ «Подразделение транспортно-хозяйственного обслуживания» заключен договор купли-продажи транспортного средства «УАЗ 3962», государственный регистрационный знак , VIN-номер не установлен (л.д.16-17).

С целью постановки указанного автомобиля на регистрационный учет истец обратился в УГИБДД УМВД России по Мурманский области с соответствующим заявлением.

Межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом УГИБДД УМВД России по Мурманской области в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством марки «УАЗ 3962», государственный регистрационный знак , истцу отказано по причине обнаружения признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной предприятием-изготовителем, о чем Соломатову В.В. сообщено в информационном письме от 17 декабря 2014 года (л.д.18, 35-36).

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», предусмотрены основания, по которым в регистрации транспортного средства отказывается.

Так, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 августа 2013 года № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях.

Положениями абзаца 5 пункта 24 Административного регламента предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Из анализа приведенных положений следует, что в случае установления факта изменения (уничтожения) маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией-изготовителем, произошедшего, в том числе и по причине естественной коррозии, износа, при условии, что маркировочное обозначение не установлено, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими уничтоженную идентификационную маркировку не производятся, в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия отказывается.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 декабря 2002 года № 469-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51980-2002 "Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования", согласно которому идентификационной маркировкой является нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси) не менее чем в одном месте на раме или на нелегкосъемной части кузова, нанесенный четко способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.

    Согласно положениям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 и действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.

При ремонте, внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны соблюдаться как технические требования, целью которых является обеспечение безопасной эксплуатации транспортного средства, так и требования к идентификации транспортного средства весь период его эксплуатации.

Под эксплуатацией понимается стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации.

Идентификация транспортного средства обеспечивается нанесением на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, идентификационного номера транспортного средства (VIN), состоящего из 17 знаков, в котором определенным образом шифруется информация об изготовителе, основных признаках, модельном годе, сборочном заводе и серийном номере транспортного средства.

Поскольку идентификационный номер (VIN) присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, он должен быть уникален у каждого транспортного средств и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит. Ремонт транспортного средства, а также изменение его конструкции не должны повлечь изменение идентификационного номера, присвоенного транспортному средству изготовителем, поскольку это приведет к невозможности идентификации транспортного средства, под которой понимается не только возможность дифференцировать одно транспортное средство от другого, но и возможность получить достоверную информацию о транспортном средстве путем расшифровки его номера VIN.

Аналогичные требования к обеспечению возможности идентификации транспортных средств установлены действующим с 01 января 2015 года Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877, которым идентификация транспортного средства определена как установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов.

Согласно сведениям ОАО «Ульяновский автомобильный завод» в 1998 году идентификационная маркировка автомобилей «УАЗ» была предусмотрена, в частности для автомобиля «УАЗ 3962» VIN и обозначение модели двигателя наносились на табличке заводских данных. Табличка в 1998 году размещалась на вертикальной стенке кожуха правого переднего колеса, на этой же стенке размещался (выдавливался) номер кузова. Номер шасси наносился краской на наружной стороне правого лонжерона рамы в задней части. В процессе длительной эксплуатации мог стереться. Согласно базе данных завода автомобиль «УАЗ 3962» был собран 13 июля 1998 года, на автомобиль установлены следующие узлы: шасси , кузов , двигатель . Информация о содержании номера VIN данного автомобиля отсутствует (л.д.22).

В соответствии с заключением специалиста ННИУ «Центр судебных экспертиз» № 15/1415 от 10 сентября 2015 года (л.д.37) при осмотре вертикальной стенки кожуха правого переднего колеса, под сидением, в штатном месте расположения заводской таблички и маркировочной площадки с номером кузова, каких-либо маркировочных обозначений выявлено не было. При дальнейшем осмотре кожуха правого переднего колеса установлено, что сварные швы, соединяющие вертикальную стенку кожуха с сопряженными элементами, выполнена не по технологии завода-изготовителя, то есть в результате проведения ремонтных работ. Установить время проведения ремонтных работ не представилось возможным. При осмотре рамы автомобиля каких-либо маркировочных обозначений обнаружено не было. Согласно требованиям завода-изготовителя в 1998 году номер шасси наносился краской на наружной стороне правого лонжерона рамы задней части. При осмотре рамы в месте должного расположения идентификационной маркировки следов нанесения номера рамы выявлено не было. Поверхность рамы покрыта налетом вещества коричневого цвета (ржавчиной), а также углублениями («раковинами») в структуре металла. При исследовании маркируемой поверхности в лучах косопадающего света с использованием лупы 3,5* следов внешнего механического воздействия ремонтных воздействий не выявлено. Таким образом, в ходе исследования установлено, что идентификационная маркировка рамы автомобиля, нанесенная краской предприятием-изготовителем (первичная), утрачена в результате значительной коррозии из-за воздействия окружающей среды. Заводская табличка (шильда) и номер кузова отсутствуют ввиду утраты маркируемого элемента (вертикальной стенки кожуха правого переднего колеса).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что, поскольку идентификационная маркировка автомобиля «УАЗ 3962», принадлежащего Соломатову В.В., отсутствует (утрачена, уничтожена), данное обстоятельство является препятствием для постановки такого транспортного средства на регистрационный учет.

При этом действия по регистрации автомобиля, не соответствующего требованиям безопасности, в целях допуска его к дорожному движению не ставятся в зависимость от добросовестности либо недобросовестности его приобретателя.

Факт приобретения права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органа ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении при отсутствии первичной идентификационной маркировки, поскольку отсутствие такой маркировки и, соответственно, невозможность идентифицирования транспортного средства не позволяет сделать вывод о соответствии его требованиям безопасности дорожного движения.

Доводы представителя истца о непредставлении ответчиком доказательств несоответствия транспортного средства техническим требованиям, препятствующим его допуску к эксплуатации, и недобросовестности в действиях Соломатова В.В в данном случае не имеют правового значения при разрешении спора, в том числе и постольку, поскольку истцом, со своей стороны, также не было представлено доказательств обратному ни при обращении в орган ГИБДД по вопросу постановки автомобиля на регистрационный учет, ни в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, регулирующие основания и порядок допуска транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации в органах ГИБДД, доводы представителя истца о том, что утрата идентификационной маркировки на автомобиле имела место не вследствие действий истца, не свидетельствуют о возможности допуска данного автомобиля к эксплуатации и о незаконности отказа в постановке автомобиля на регистрационный учет.

Из представленной в материалы дела копии дубликата паспорта транспортного средства , учетной карточки транспортного средства на спорный автомобиль следует, что 22 декабря 2006 года была произведена регистрация действий собственника автомобиля – ГОБУ «ПТХО» по замене номерного агрегата (двигателя), изменению конструкции и цвета транспортного средства.

Однако данное обстоятельство по тем же основаниям не имеет правового значения для разрешения спора, как и довод представителя истца о том, что автомобиль при наличии таких же дефектов, а именно отсутствия идентификационной маркировки, имел необходимую регистрацию и был допущен органом ГИБДД к эксплуатации прежним собственником.

Также суд учитывает, что регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон не связывает возникновение или прекращение права собственности на него, таким образом, каких-либо нарушений прав истца как собственника автомобиля ответчиком не допущено.

Оценив обстоятельства спора и представленные доказательства в совокупности, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в связи с чем в иске надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Соломатова В.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию транспортного средства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья         подпись            Т.С. Кузнецова

2-3516/2015 ~ М-3392/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соломатов Валерий Викторович
Ответчики
УМВД России по Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
31.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2015Передача материалов судье
05.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2015Дело оформлено
08.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее