РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе
председательствующий судья Майко П.А.
при секретаре Коваленко Н.С.
рассмотрев материалы гражданских дел по искам Кудрявцева ФИО14, Левиной ФИО15, Канунникова ФИО16 Большаковой ФИО17, Кошкина ФИО18, Ковченковой ФИО19 к Миркес ФИО20 Енджиевскому ФИО21, Климкину ФИО22 об устранении нарушений, создающих неблагоприятные условия для жизни и здоровья
УСТАНОВИЛ
Истцы обратились в суд с данным иском, мотивируя его тем, что в непосредственной близости от принадлежащим им земельных участков, ответчики возвели <данные изъяты> ( РБУ) по адресу <адрес> от принадлежащих им земельных участков на праве собственности до данного РБУ менее <данные изъяты> м, что нарушает санитарные нормы и правила.
На основании изложенного истцы просят обязать ответчиков снести за свой счет данное устройство – РБУ.
ДД.ММ.ГГГГ определением Октябрьского районного суда <адрес> гражданские дела по искам ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ФИО6, ФИО7, ФИО8 об устранении нарушений, создающих неблагоприятные условия для жизни и здоровья объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истцов требования поддержал полностью.
ФИО6, действующий также по доверенности от остальных ответчиков и представитель ФИО6 с исковыми требованиями не согласны. Свои возражения обосновывают тем, что право собственности у истцов на земельный участок возникло на основе поддельных документов. Они владеют на праве собственности земельными участками действительно находящимися менее чем в 100 метрах от границы земельного участка, где расположено РБУ, но истцы владеют земельными участками в пределах ранее сформированной защитной зоны, когда на месте РБУ были расположены овощехранилище и иные постройки, требующие защитной зоны. РБУ не функционирует, а потому не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО9 представил уточненные исковые требования, согласно которым просит обязать ответчиков устранить препятствия в праве собственности, снести РБУ за свой счет.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела установил -
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичное положение содержится также в ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями и дополнениями), где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта <данные изъяты> (с изменениями и дополнениями) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального <данные изъяты> предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Согласно ч. 5 ст. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Нормами ст. 34 Федерального закона от 10.<данные изъяты>.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 35 Закона определяет, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 3 ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В п. 2 ст. 52 закона содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с п. 2.6, 2.10, 2.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Согласно п. 2.6, п. 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. В зоне не допускается размещение объектов для проживания людей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
В данном случае это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия.
Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08 "Изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В силу части 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, как следует из приведенных выше норм, обязанность информирования населения возникает у органов местного самоуправления до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с целью выяснить, не повлекло ли выделение земельного участка нарушения прав других лиц.
Статья 88. Земли промышленности
1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.
3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке (промышленная площадка), до ее внешней границы в заданном направлении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Истец ФИО4 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, права собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> права собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Истец ФИО2 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> следует из свидетельства о государственной регистрации права, данное право возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО1 является правообладателем земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, данное право возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Истец ФИО9 является правообладателем земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, данное право возникло на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №.
ФИО5 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> основанием для регистрации права является договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается исследованными материалами дела, ответчики разместили на земельном участке по адресу : <адрес>, <адрес> правообладателями которого они являются <данные изъяты> (мобильную РБУ).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ выданном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, земельный участок для строительства мобильной растворобетонной установки., расположенный по <адрес> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно экспертного заключения Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» о соответствии санитарным правилам и нормативам земельного участка под размещение мобильной растворобетонной установки от ДД.ММ.ГГГГ, условия расположения земельного участка под размещение мобильной РБУ по <адрес> «<адрес> в <адрес> относительно нормируемых объектов соответствует санитарным правилам и нормативам по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Гигиеническая характеристика земельного участка по радиационному фактору под размещение мобильной РБУ отвечает санитарным правилам и нормативам, данный участок по радиационному фактору пригоден к использованию без ограничений. Условия инженерно-технического обеспечения на земельном участке под размещение мобильной РБУ по <адрес> «Б» в <адрес> не противоречат требованиям санитарных правил и нормативов, и обеспечивает требуемый санитарно-противоэпидемический режим. На основании проведенной экспертизы установлено, что условия размещения мобильной РБУ по <адрес> <адрес> в <адрес> соответствует действующим санитарным правилам и нормативам, при условии установки емкостей для временного накопления отходов производства и потребления на площадке с водонепроницаемым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН, размещения территории объекта с соблюдением требований СанПиН, устройства водонепроницаемого выгреба для обеспечения мероприятий по защите подземных вод от загрязнения в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Из акта проверки № ДД.ММ.ГГГГ, выданного службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> следует, что нарушений Градостроительного кодекса РФ по факту устройства мобильной установки РБУ расположенной по адресу: <адрес> <адрес> не выявлено, мобильная установка РБУ является временным сооружением, и в соответствии с п. 3 ст. 49, и п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предмет государственного строительного надзора отсутствует. В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ выданным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» условия размещения мобильной РБУ соответствует действующим санитарным правилам и нормативам.
В то же время, как следует письма администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки расположенные в производственной зоне <адрес> и на землях сельхозназначения (находящиеся за административной границей <адрес>), с наложением на административную границу села, для ведения личного подсобного хозяйства администрацией <адрес> не выделялись, участки для ЛПХ (<адрес>) не предусмотрены действующим генеральным планом, а также генеральным планом, принятым на публичных слушаниях и находящимся на утверждении в <адрес>. Выделение и нахождение земельных участков для ЛПХ в производственной зоне противоречит земельному и градостроительному законодательству РФ. В <данные изъяты> году на территории производственной зоны находился зерноток, имеющий санитарную зону <данные изъяты> метров (в настоящее время земельному участку производственной зоны, где располагался зерноток, присвоен адрес: <адрес> Б.
Согласно письма <адрес> адресованного депутату Законодательного собрания ФИО11, администрацией <адрес> принято решение о переносе РБУ (растворо-бетонного узла) на новый земельный участок, формирование которого начато и проходит стадию согласования.
Как следует из решения <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> к ФИО5, администрации <адрес>, администрации Солонцовского сельского совета о признании незаконным постановления главы администрации Солонцовского сельского совета, договора аренды земельного участка, соглашения о продлении договора аренды земельного участка, постановления администрации <адрес>, договора купли-продажи; о прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращении права собственности на хозяйственное строение или сооружение, аннулировании записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказано. Также решениями Емельяновского районного суда <адрес> по иску прокурора <адрес> к ФИО4, к ФИО3, к ФИО2, в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказано, в связи с тем, что права указанных граждан на принадлежащие им участки возникли на законном основании.
В соответствии с кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> оставлены без изменения.
выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и на основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
Обязать Миркес ФИО23, Енджиевского Захара Львовича, ФИО25 снести за свой счет растворно-бетонный узел расположенный по адресу – <адрес> <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке, в течение десяти дней с момента получения мотивированного решения которое можно получить в канцелярии суда через 5 дней.
Председательствующий Майко П.А.