№2-603/2017 мотивированное решение
изготовлено 28.07.2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2017 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего Яковлевой Л.В.,
с участием прокурора Уксусовой Я.В.,
при секретаре Колюжовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах Бедериной Анны Александровны и несовершеннолетней ФИО11 в лице законного представителя Бедерина Алексея Александровича к ООО «Управляющая компания Комфорт» об обязании привести узел учета тепловой энергии в работоспособное состояние, обязании произвести перерасчет платы за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор в интересах Бедериной Анны Александровны обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания Комфорт» об обязании привести узел учета тепловой энергии в <адрес> в работоспособное состояние для дальнейшей эксплуатации, обязании ООО «Управляющая компания Комфорт» произвести по жилому помещению по адресу:<адрес> перерасчет платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в соответствии с пунктом 59.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В качестве оснований исковых требований истец указывает, что многоквартирный <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении управляющей организации ООО «УК Комфорт» на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме. Начисление платежей за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, отопления в <адрес> осуществляется платежным агентом ООО «ЕРЦ» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ООО «УК Комфорт».
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> транспортирующей тепловую энергию организацией – <данные изъяты> на основании договора подряда, заключенного с <данные изъяты>, был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ). ДД.ММ.ГГГГ установленный узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим актом. С указанной даты начисление платы за отопление в <адрес> производилось на основании показаний ОДПУ.
ДД.ММ.ГГГГ года в вышеуказанном доме вышел из строя тепловычислитель ВКТ-7, входящий в состав установленного узла учета тепловой энергии. О данном факте ООО «УК Комфорт» было известно. В месте с тем, в нарушение норм федерального законодательства управляющей компанией не было предпринято надлежащих мер с целью приведения узла учета тепловой энергии в работоспособное состояние для его дальнейшей эксплуатации. ООО «УК Комфорт» направлялись лишь письма в АО «ЯГК» о необходимости ремонта установленных приборов учета. Незаконное бездействие ООО «УК Комфорт» привело к тому, что при наличии в <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии, плата за услугу отопления жителям данного дома, в том числе в <адрес>, рассчитывается, исходя из норматива. По выявленным нарушениям межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ООО «УК Комфорт» было внесено представление. Представление было рассмотрено и отклонено, о чем свидетельствует ответ от ДД.ММ.ГГГГ поступивший в межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения ООО «УК Комфорт» так и не были устранены, в связи с чем права заявителей продолжают нарушаться.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Уксусова Я.В., Бедерина А.А., Бедерин А.А., настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «УК Комфорт» по доверенности Кузьмичев М.В. просил отказать в удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, пояснил, что заказчиком работ по установке узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме ло <адрес> является АО «ЯГК», подрядные работы, по информации представленной АО «ЯГК», были выполнены - <данные изъяты> До настоящего момента <данные изъяты> не сдал работы по установке общедомового прибору учета АО «ЯГК», техническая документация в управляющую организацию не передана, акт ввода в эксплуатацию с участием управляющей организации не составлялся. Соответственно узел учета тепловой энергии, в настоящее время, является собственностью подрядной организации. Тот факт, что узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт подписан подрядчиком и ресурсоснабжающей организацией), не является достаточным основанием для ввода его в состав общего имущества, поскольку был составлен в отсутствии управляющей организации. Ввод в эксплуатацию данного узла учета, был осуществлен с нарушением коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п.62 согласно которого ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе – представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представителя организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Представитель потребителя (управляющая организация) в комиссию по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии включен не был. Согласно п. 64 Правил №, для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Согласно п. 69 и 70 Правил №, при подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации и представителем потребителя. Управляющая организация в опломбировке прибора учета не участвовала, поскольку не состояла в комиссии. Исходя из вышеуказанных Правил узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме по <адрес>, рп Семибратово, не является общим имуществом, поскольку акт ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя между АО «ЯГК», ООО «УК Комфорт» и ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» не оформлялся и акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией также оформлен не был.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно разделу III Приказа № «Существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета» договор на установку прибора учета должен содержать следующие существенные условия, в частности, такие как порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию и гарантийные обязательства исполнителя. Пунктом 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ также установлено, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы связи с необходимостью принудительного взыскания. Поскольку узел учета тепловой энергии в состав общего имущества включен не был, то расходы по его эксплуатации несет либо собственник прибора учета, в данном случае им является подрядная организация, либо ресурсоснабжающая организация, с последующим предъявлениям понесенных расходов собственнику прибора учета.
Третье лицо Староверова Н.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «ЕРЦ» Любченко О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль», участия в судебном заседании не принимало, представило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и пояснения по иску, в которых указало, что с исковым требованием об обязании произвести перерасчет платы за отопление не согласно, ссылаясь на положения п.п.59.1., 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг плата указало, что учитывая, что коллективный прибор учета в многоквартирном жилом доме вышел из строя в феврале 2016г., расчеты с сентября 2016г. с применением среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по данным указанного прибора учета, неправомерно, так как превышено предельное количество расчетных периодов (3 месяца), предусмотренное п.59 (1) Правил.
Представитель третьего лица ОАО «ЯГК» участия в судебном заседании не принимал, ранее представил отзыв, в котором указал, что АО «ЯГК» отвечает за ресурсоснабжение дома, поставляет горячую воду и отопление. Отношения касающиеся содержания общего имущества в доме должны регулироваться самостоятельно жильцами дома и ООО « УК «Комфорт», которое исполняет обязанности по содержанию общедомового имущества в рамках п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» и ст. 161 ГК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п.5 ч.1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491 (далее - Правила N 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
Согласно акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узел учета тепловой энергии в <адрес> был допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт действительно составлен с участием представителя энергоснабжающей организации <данные изъяты> со стороны потребителя - ЗАО <данные изъяты>, выполняющего работы по договору с ОАО» ЯГК».
Вместе с тем, довод ответчик о том, что при приеме в эксплуатацию прибора учета в ДД.ММ.ГГГГ от имени потребителя участвовало не уполномоченное лицо- подрячик, устанавливающий данный прибор учета, управляющая компания участия не принимала, суд считает не имеет правого значения. Поскольку в тот момент, управление домом ответчик не осуществлял. Управление многоквартирным домом № по <адрес> ООО «Управляющая компания Комфорт» осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, приложение №, между собственниками данного дома и ответчиком в состав общего имущества, которое принято по данному договору ответчиком для обслуживания, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры,, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (л.д. 65).
Согласно п.68 Правил « О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Далее правил №) акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. Прибор учета тепловой энергии, введенный в эксплуатацию актом от 2014 года на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был принят для коммерческого учета и его показания принимались управляющей компаний для расчетов с ресурсонабжающей организаций.
Далее, с учетом требований п.73 Правил № ( согласно которого перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пуктами 62-72 настоящих Правил) был произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя по адресу:<адрес> проверена комплексность необходимой технической документации, и ООО «Газпром телоэнерго Ярославль» допустил в эксплуатацию узел учета тепловой энергии потребителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (и опломбировал). Данный акт периодической проверки узла учета подписан со стороны потребителя - представителем ООО « УК Комфорт» без каких-либо замечаний по существу.
О том, что установленный узел учета был принят в эксплуатацию и относится к общему имуществу многоквартирного дома, которое было принято на обслуживание ответчиком свидетельствует, том числе и то, что ответчик ООО «УК Комфорт» производит начисление платы жителям данного многоквартирного дома отдельно по строке - обслуживание ОДНУ.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> вышел из строя тепловычислитель ВКТ-7, входящий в состав установленного узла учета тепловой энергии.
Позиция управляющей компании в данном случае против ее обязательствам по управлению многоквартирным домом ( договор от ДД.ММ.ГГГГ) и позиции самих собственников многоквартирного дома, которые, не оспаривают включение прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества, собирали внеочередное общее собрание по вопросам ремонта имеющегося прибора учета теплой энергии и проведении его очередной поверки ДД.ММ.ГГГГ
С учетом вышеизложенных норм права и установленных судом обстоятельств дела прибор учета тепловой энергии с многоквартирном <адрес>, относится к общему имуществу данного многоквартирного дома и ремонт (не являющийся капитальным, поскольку замена (ремонт) тепловым числителя узла учета не требует замены конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, не направлена на улучшение эксплуатационных показателей), обязана осуществить управляющая компания ООО «УК Комфорт».
Далее, согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( Далее правил №) плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
П. 60(1) правил № предусмотрено, что по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил., в котором обозначено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, ввиду истечения 3 расчетных периодов после выхода из строя прибора учета тепловой энергии, плата за услугу по топлению с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит перерасчету, и в данной части иска прокурору должно быть отказано.
В соответствии с п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор обращается в интересах несовершеннолетних и инвалидов в порядке ст.45 ГПК РФ, при этом исходит из того, что они в силу возраста и состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в интересах Бедериной Анны Александровны и несовершеннолетней ФИО12, частично, обязав ООО «УК Комфорт» в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести узел учета тепловой энергии в <адрес> в работоспособное состояние для его дальнейшей эксплуатации.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок.
Председательствующий Л.В. Яковлева