Дело № 2-3736/2018
24RS0024-01-2018-004473-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Лемешко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» сторожем. Заработная плата начислялась ей и выплачивалась с нарушением требований закона, а именно ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия за май, июнь, июль, август 2018г. В связи с чем, истец просила взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 22041,84 руб.
В судебном заседании истец ФИО5 заявленные требования подержала в полном объеме, пояснив, что недоначисленную заработную плату до настоящего времени не выплатили.
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» Кадач М.М. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на иск, в котором указала, что не оспаривается факт наличия трудовых отношений с истцом, оснований и размер иска, и выражает согласие с расчетом и размером требований, содержащихся в исковом заявлении. Соглашения о МРОТ в Красноярском крае па 2018 год не принято. В крае в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» был установлен в период с 01.01.2018 по 31.08.2018 уровень заработной платы, равный 11016 рублей для целей расчета региональной выплаты в случае, если месячная заработная плата работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже данного уровня заработной платы. Данный уровень учтен при формировании фонда оплаты труда КГБПОУ «Канский политехнический колледж» на 2018 год.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в суд не явился, возражений по иску не предоставил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения истицы и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав истицу, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, ФИО5 принята 07.11.2014 на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» дежурной по общежитию, 01.07.2016г. переведена сторожем, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудовой книжки, ФИО5 установлен оклад и северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%. Дополнительным соглашением от 30.12.2016 установлен оклад 2454 руб.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБПОУ «Канский политехнический колледж» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию. Сумма недоначисленной заработной платы за период за май, июнь, июль, август 2018 составит 22041,30 руб. исходя из следующего расчета:
За отработанные 175 часов в мае 2018 года в размере 8495,11 рублей: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 175 час. (отработано работником) = 19658,11 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено).
За отработанные 168 часов в июне 2018 года в размере 7708,79 рублей: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 168 час. (отработано работником) = 18871,79 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено).
За отработанные 96 часов в июле 2018 года в размере 3653,34 рублей: 17860,80 руб./176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 96 час. (отработано работником) = 9742,25 руб. (должно быть начислено) – 6088,91 руб. (фактически начислено без учета отпускных).
За отработанные 60 часов в августе 2018 года в размере 2184,06 рублей: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в августе 2018 г.) * 60 час. (отработано работником) = 5824,17 руб. (должно быть начислено) – 3640,11 руб. (фактически начислено).
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата в период с мая по август 2018 составила 22041,30 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО5 подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период с мая по август 2018 года в размере 22041,30 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 861 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО5 задолженность по заработной плате за период с мая по август 2018 г. в размере 22041,30 руб.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 861 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Аксютенко
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2018.