РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Монгуш С.В., с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., представителя Правительства Республики Тыва Монгуша Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 03 марта 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в части, указывая на то, что оспариваемым постановлением установлена квота - минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Республики Тыва в федеральных организациях - Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, Главном управлении МЧС России по Республике Тыва, Государственном учреждении «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Тыва», Межрайонной инспекции № 1 ФНС по Республике Тыва, Верховном Суде Республики Тыва, Прокуратуре Республики Тыва, Тывинской таможне, Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва, Управлении судебного департамента в Республике Тыва, Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва и Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Тыва, без учета федерального законодательства о государственной службе.
Постановление подготовлено на основании сведений органов статистики о штатной численности сотрудников названных органов, без учета количества государственных должностей и должностей государственной гражданской службы.
Принцип государственной гражданской службы о равном доступе граждан к гражданской службе и равных условиях ее прохождения, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», реализуется путем поступления на государственную гражданскую службу и замещения должности государственной гражданской службы по конкурсу. Исключения, когда конкурс не проводится, определены ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; в указанном перечне отсутствует такое основание, как инвалидность.
Статьей 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, в том числе наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в
который включены сотрудники Федеральной налоговой службы, Федеральной
службы судебных приставов, территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, на которые возложены функции государственного
контроля или надзора, Федерального казначейства, Управлений (отделов)
Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, аппарата Верховного Суда республики, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574.
Кроме того, для поступления на службу в указанные в Приложении к постановлению органы требуется прохождение медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией и психофизиологического обследования.
Граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Расписании болезней, могут быть признаны не годными для прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы, организациях МЧС, таможенных органах.
Наделение судей полномочиями в соответствии со ст.6 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» осуществляется Президентом Российской Федерации.
На службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (наличие психического заболевания, отсутствие либо значительное снижение жизненно важной функции: зрения, слуха и др.).
Согласно пункту 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Прокурор считает, что имеющие статус инвалидов граждане не могут быть приняты для прохождения службы в вышеуказанные органы в порядке квотирования, поскольку профессии и специальности в них не предусматривают использование труда инвалидов и создание для них условий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва в части пунктов 1, 5-14, 16-21 Приложения полностью и обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения опубликовать сообщение о нем в газете «Тувинская правда».
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора поддержала и просила признать оспариваемые пункты Приложения к постановлению Правительства Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва Монгуш Ш.Ч. с заявлением не согласился, указав на то, что оспариваемые пункты Приложения к постановлению Правительства Республики Тыва не противоречат федеральному законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из положений ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор не обязан указывать, в защиту каких прав и свобод, а также законных интересов граждан и (или) организаций он обращается в суд с вышеуказанным заявлением.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 4).
Доводы представителя Правительства Республики Тыва Монгуша Ш.Ч. о том, что в данном случае права и свободы неопределенного круга лиц не нарушены, ввиду чего заявление прокурора не подлежит удовлетворению, являются необоснованными, поскольку прокурор обращается с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а не в защиту неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» установлена квота - минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях - Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва – 5 мест, Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (вместе с 4 подведомственными организациями) – 40 мест, Главном управлении МЧС России по Республике Тыва – 3 места, Государственном учреждении «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Тыва» - 22 места, Межрайонной инспекции № 1 ФНС по Республике Тыва – 4 места, Верховном Суде Республики Тыва – 4 места, Прокуратуре Республики Тыва – 7 мест, Тывинской таможне – 5 мест, Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва – 5 мест, Управлении судебного департамента в Республике Тыва – 16 мест, Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва -11 мест, Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва – 4 места и Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Тыва – 7 мест (пункты соответственно 1, 5-14, 16-21 Приложения к постановлению Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464).
Представитель Правительства Республики Тыва Монгуш Ш.Ч. в судебном заседании представил сведения из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (Тывастата), подтверждающие, что постановление подготовлено на основании сведений о среднесписочной численности сотрудников названных органов.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: …информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Во исполнение ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пунктом 1 ст. 4 Закона Республики Тыва от 16.03.2004 N 608 ВХ-1 "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите" предусмотрено, что организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Республики Тыва, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендации к труду, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста шестнадцати лет, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний, изъявивших желание трудоустроиться, в процентах к среднесписочной численности работников.
Ст. 5 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлены размеры квот для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: для инвалидов - 3 процента, для иных категорий граждан - 3 процента от среднесписочной численности работников организации.
В соответствии с п. 3 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Республики Тыва для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что постановлением Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов - 3 процента от среднесписочной численности работников организации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 принято в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 ст. 4 Закона Республики Тыва от 16.03.2004 N 608 ВХ-1 "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите", которые предусматривают установление квоты для приема на работу инвалидов в процентах именно к среднесписочной численности работников организации.
Доводы прокурора о несоответствии оспариваемого постановления федеральному законодательству о государственной службе являются необоснованными по следующим основаниям.
Частями 2-4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) установлены случаи, когда конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться. Так, конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н утвержден перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации, который включает лишь психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) - органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; болезни нервной системы - эпилепсия.
Таким образом, инвалиды, не страдающие заболеваниями, указанными в вышеприведенном перечне, могут быть приняты на гражданскую службу на должности государственной гражданской службы, не противопоказанные им по состоянию здоровья, для замещения которых конкурс не проводится или может не проводиться.
Иное противоречило бы установленному ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принципу равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе, и равным условиям ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
Право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы гарантировано ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Конвенция о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 г., также указывает наем инвалидов в государственном секторе как одну из мер, направленных на обеспечение прав инвалидов на труд.
При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года №464 «Об установлении организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» в части отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2011 года.
Председательствующий Болат-оол А.В.