Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2021 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Король Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2021 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Вихоревское городское хозяйство» о признании недействительными диагностических карт,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию «Вихоревское городское хозяйство» о признании недействительными диагностических карт, зарегистрированных в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра под номерами ***, ***, ***, ***, *** на транспортные средства: <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований с учетом уточнений истец указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения, о техническом осмотре транспортных средств установлено, что директор Муниципального унитарного предприятия «Вихоревское городское хозяйство» (далее по тексту – МУП «ВГХ») 17.07.2020 обратился к индивидуальному предпринимателю Юрьевой С.А. в целях получения диагностических карт на транспортные средства <данные изъяты>.
ИП Юрьевой С.А. директору МУП «ВГХ» 21.07.2020 на данные транспортные средства предоставлены диагностические карты, которым в единой информационной системе технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортных средств (далее по тексту – ЕАМСТО) присвоены следующие номера: ***, ***, ***, ***, ***.
При этом индивидуальным предпринимателем Юрьевой С.А. диагностические карты на указанные транспортные средства выданы без соответствующей аккредитации, без проведения технического осмотра, соответствующий договор на оказание услуг не заключался.
В указанных диагностических картах в качестве оператора технического осмотра значится ООО «Техно-Поинт, а в качестве технического эксперта - Пономарев Иван Иванович.
Администрацией Вихоревского муниципального образования транспортные средства <данные изъяты> переданы МУП «Вихоревское муниципальное образование» по договорам аренды для осуществления пассажирских перевозок в .... Тем самым администрацией Вихоревского городского поселения реализован такой вопрос местного значения поселения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п.7 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учитывая, что индивидуальным предпринимателем Юрьевой С.А. диагностические карты выданы без соответствующей аккредитации, МУП «Вихоревское городское хозяйство» осуществляет пассажирские перевозки на указанных выше транспортных средствах без надлежащего осмотра, чем создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, поскольку в настоящее время не определено техническое состояние транспортных средств.
Нарушение процедуры прохождения технического осмотра является грубым нарушением прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон №196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст.1).
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п.1, 2, 4).
Согласно ст.1 указанного Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №170-ФЗ), технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации. Технический осмотр проводится на основе договора о проведении технического осмотра за плату с периодичностью, установленной настоящим Федеральным законом (п.1, 6).
В соответствии со ст.14 Федерального закона №170-ФЗ, оператор технического осмотра обязан, в том числе, оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места государственной регистрации транспортного средства; при выявлении несоответствия транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств указать в диагностической карте данное несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства; передавать в порядке, установленном частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, информацию, необходимую для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра; обеспечивать учет, хранение и уничтожение диагностических карт в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.17 указанного Федерального закона, технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (п.1, 5, 7).
Согласно ст.19 данного Федерального закона, диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем три года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней в течение не менее чем пять лет. Диагностическая карта является документом строгой отчетности.
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 №1008 утверждены правила проведения технического осмотра транспортных средств, которые устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также за ее пределами (п.1).
Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями №1 и 2, а также организациями, указанными в части 7 статьи 32 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - операторы технического осмотра) (п.5).
В соответствии с требованиями п. 12, 13 данного Постановления Правительства РФ, техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Техническое диагностирование проводится с помощью средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств, и методов органолептического контроля.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 15 указанного Федерального закона установлен порядок осуществления обязательного страхования. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику в числе прочих документов диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона), либо свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин проведение технического осмотра таких машин не требуется).
В заявлении о заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.
В случае представления владельцем транспортного средства ненадлежаще оформленного заявления о заключении договора обязательного страхования и (или) неполного комплекта документов страховщик в день обращения владельца транспортного средства сообщает ему об ошибках в оформлении указанного заявления и (или) о перечне недостающих документов.
Таким образом, отсутствие диагностической карты влечет отсутствие возможности оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, что в последствии приводит к отсутствию основания для постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет, и возможности быть участником дорожного движения.
Нарушение процедуры прохождения технического осмотра является грубым нарушением прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Определением суда от 26.02.2021 принят отказ прокурора от исковых требований в части возложения на ответчика МУП «Вихоревское городское хозяйство» обязанности по прохождению в соответствии с федеральным законодательством технического осмотра транспортных средств: <данные изъяты> в связи с добровольным исполнением ответчиком указанной обязанности. Производство по делу в названной части исковых требований прекращено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования с учетом отказа от части иска поддержала по основаниям, изложенным в иске, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просила признать недействительными диагностические карты, зарегистрированные в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра под номерами ***, ***, ***, ***, *** на транспортные средства: <данные изъяты>.
Представитель ответчика МУП «ВГХ» - директор предприятия Драничников Д.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что требования прокурора не оспаривает, указанные диагностические карты не действительны, технический осмотр транспорта не производился.
Третье лицо Юрьева С.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Администрации Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомил, письменных возражений по иску не представил.
Третье лицо ИП Понамарев И.И. в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомил, письменных возражений по иску не представил.
Третье лицо ООО «Техно-Поинт», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что ООО «Техно-Поинт» пунктов технического осмотра на территории ... не имеет. Представители ООО «Техно-Поинт» технический осмотр спорных транспортных средств не проводили. В штатном расписании ООО «Техно-Поинт» технический эксперт Пономарев И.И. не числится, договорных отношений с указанным лицом ООО «Техно-Поинт» не имеет.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик МУП «ВГХ» в лице директора Драничникова Д.В., действующего на основании прав по должности, реализуя свое процессуальное право, в судебном заседании признал исковые требования прокурора Братского района в полном объеме. Признание иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик исковые требования прокурора Братского района признал в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействительными диагностические карты, зарегистрированные в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра под номерами ***, ***, ***, ***, *** на транспортные средства: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2021.