Дело № 2-505/2021
УИД № 27RS0014-01-2021-000441-58
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 31 мая 2021 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием истца Ворониной В.С.
При секретаре Чичкиной В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Веры Семеновны к АО «Хабаровские энергетические системы» о признании системы теплоснабжения в переустроенном состоянии и обязании произвести перерасчет платы за отопление
У С Т А Н О В И Л :
Воронина В.С. обратилась в суд с иском к АО «Хабаровские энергетические системы» (далее также – АО «ХЭС») о признании системы теплоснабжения в переустроенном состоянии и обязании отозвать счета за услуги теплоснабжения указав в обоснование заявленных исковых требований, что она является собственником жилого помещения по адресу <адрес>, в связи с ненадлежащим оказанием коммунальной услуги по отоплению жилого помещения в 1999 году в жилом помещении было установлено автономное отопление с помощью электродного котла, установку системы автономного отопления производил индивидуальный предприниматель Ч к жилому помещению был проведен отдельный электрический кабель, установлен прибор учета электрической энергии по показаниям которого она производила оплату. В ходе реконструкции системы теплоснабжения дома верхняя разводка системы отопления была заменена на нижнюю, стояки системы отопления в её квартиру заведены не были, так как квартира расположена на третьем этаже трехэтажного дома, расположение квартиры такое, что установленная в квартире система автономного отопления тепловой режим дома не нарушает, напротив, создает более благоприятные условия для проживания. Ранее счета за коммунальную услугу отопление ей не выставлялись, однако АО «ХЭС» начало выставлять счета за отопление. 18.03.2019 года и 16.03.2020 года она обращалась в межведомственную комиссию <адрес> о даче разрешения на использование автономной системы отопления, оба раза ей направлялись протоколы с указанием, что поскольку сведения об автономном отоплении внесены в технический паспорт жилого помещения, дополнительные документы не требуются. Направленные ответчику претензии оставлены без удовлетворения. Учитывая, что система автономного отопления работает надежно более 20 лет, Воронина В.С. просила признать систему теплоснабжения в её жилом помещении в переустроенном состоянии и обязать АО «ХЭС» отозвать счета за отопление с октября 2019 года.
В возражениях на иск представитель ответчика С. указал, что в жилом помещении истца произведено переустройство, заключающееся в демонтаже системы централизованного отопления и установке автономного отопления, однако схема теплоснабжения <адрес>, предусматривающая такую возможность, не представлена. Начисление истцу платы за отопление производилось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг №, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу переустройства жилого помещения не представлено, как не представлен и технический паспорт МКД с внесенными в него изменениями, отсутствует проект переустройства, представленные истцом выписки лишь констатируют произведенное переустройство и носят формальный характер. На основании изложенного С. просил в иске отказать.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не представил доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил.
Учитывая изложенное, а также мнение истца, руководствуясь частями 1,3 и 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании истец Воронина В.С. заявленные исковые требования поддержала, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства и уточнила исковые требования пункта 2 искового заявлении, прося обязать АО «ХЭС» произвести перерасчет платы за отопление, исключив из суммы задолженности начисления за отопление непосредственного жилого помещения за период с октября 2019 года по май 2020 года.
Изучив материалы дела, обсудив исковые требования и возражения ответчика относительно них, выслушав истца, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Воронина В.С. является собственником жилого помещения по адресу <адрес> 1992 года.
Как указывает Воронина В.С., в 1999 году в жилом помещении произведено переустройство, выразившееся в демонтаже системы централизованного отопления многоквартирного дома и монтаже системы отопления на котел КВЭ, данные работы произведены ИП Ч на основании договора подряда от 23.10.1999 года.
Впоследствии в жилом помещении были также демонтированы стояки отопления с закольцовкой на втором этаже (квартира истца расположена на третьем этаже трехэтажного многоквартирного дома).
Из актов обследования жилого помещения истца, составленных представителями АО «ХЭС» 26.12.2019 года и 16.07.2020 года следует, что в жилом помещении отсутствуют стояки и радиаторы централизованной системы отопления дома.
Как следует из представленного истцом акта сверки задолженности за коммунальную услугу отопление, составленного АО «ХЭС», Ворониной В.С. за отопление за период с октября 2019 года по октябрь 2020 года начислена плата за отопление в размере 66 057 рублей 32 копейки, за этот же период истцом оплачены денежные средства в сумме 6 356 рублей 35 копеек, задолженность составляет 59 700 рублей 97 копеек.
В выписках из протоколов заседаний межведомственной комиссии <адрес> от 29.04.2019 года № 8 и от 21.04.2020 года № 5 в связи с обращением Ворониной В.С. о переустройстве жилого помещения указано, что поскольку в технический паспорт жилого помещения внесены сведения об отоплении от электрического котла и услуга отопления фактически не оказывается, дополнительного согласования на выполнение работ по переустройству не требуется.
Обращения Ворониной В.С. в АО «ХЭС» об отзыве выставленных счетов за отопление в связи с установкой в жилом помещении автономного отопления оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на производство переустройства в надлежащем порядке, отсутствие в жилом помещении элементов общедомовой системы отопления, ответы межведомственной комиссии, Воронина В.С. фактически просит обязать АО «ХЭС» признать тот факт, что в её квартире произведено переустройство системы теплоснабжения и произвести перерасчет платы за отопление исключив из начислений плату за отопление жилого помещения за период с 01.10.2019 года по 31.05.2020 года.
Как следует из искового заявления, переустройство жилого помещения было произведено истцом в 1999 году, в период действия Жилищного кодекса РСФСР статьей 128 которого было установлено, что капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Каких-либо документов, подтверждающих получение разрешения на переустройство в 1999 году истцом не представлено.
С 01.03.2005 года в действие вступил Жилищный кодекс Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) согласно части 1 статьи 25 которого переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя, в том числе, перенос нагревательных сантехнических приборов, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих электрических сетей и устройств для установки других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170).
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п.п.1.7.1 и 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170).
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч.1 ст.26 ЖК РФ).
На основании подп.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
В части 2 статьи 26 ЖК РФ приведен перечень документов, которые собственник жилого помещения, в отношении которого планируется проведение переустройства, должен представить в орган местного самоуправления.
На основании частей 4,5 и 6 ст.26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав (ст.28 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч.4 ст.29 ЖК РФ).
Предусмотренный вышеприведенными законоположениями порядок получения разрешения на переустройство системы отопления в жилом помещении истцом соблюден не был, вследствие чего произведенное переустройство является самовольным, поскольку было произведено без согласования с органом местного самоуправления, а доказательств обратного истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии отсутствует.
Указание в техническом паспорте жилого помещения на вид отопления – от электрического котла, о законности переустройства не свидетельствует.
Представленные истцом выписки из протокола заседания межведомственной комиссии <адрес> по вопросам переустройства документами, предусмотренными статьями 26 и 28 ЖК РФ не являются.
При таких обстоятельствах оснований для обязания ответчика признать систему отопления в жилом помещении истца в переустроенном состоянии, не имеется.
Также отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за отопление за указанный истцом период в связи со следующим.
В силу ч.1, п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч.2 и 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1) Правил).
Плата за отопление начислялась ответчику в соответствии с п.40 и абзацем 3 п.42(1) Правил.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева" абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Поскольку доказательств переустройства системы внутриквартирного отопления с соблюдением действующего на момент проведения такого рода работ истцом не представлено, оснований для применения в деле указанного выше Постановления Конституционного Суда РФ не имеется.
Представленный истцом в судебное заседание акт межведомственной комиссии от 22.04.2021 года является основанием для начисления истцу платы только за отоплением мест общего пользования с даты акта, но не за предыдущий период.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.06.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░