№2а-782/2020
10RS0011-01-2019-012144-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сизова А.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений,
установил:
Сизов А.В. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что он 13.05.2019 г. на основании п.15 ч.2 ст.39.6., ст.39.18. Земельного кодекса РФ обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с основным видом разрешенного использования «отдельно стоящие жилые дома с земельными участками», образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных <адрес> в территориальной зоне Ж-1 (Малоэтажная жилая застройка) согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном виде. Письмом от 07.06.2019 г. Министерство отказало в удовлетворении заявления от 13.05.2019, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка в 2-х территориальных зонах. Письмом от 30.07.2019 г. Министерство проинформировало истца, что согласно письму Администрации Кондопожского муниципального района от 15.07.2019 г. испрашиваемый земельный участок расположен в одной территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1)», тем же письмом истцу предложено повторно обратиться в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Письмом от 08.10.2019 г. Министерство сообщило, что в ответ на повторное заявление от 09.09.2019 г. оно согласно ст.39.18 ЗК РФ разместило в печатном издании и иных СМИ извещение о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка. Далее письмом от 11.11.2019 г. по пп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ Министерство отказало истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по единственному основанию: в связи с поступлением заявления иного лица о намерении участвовать в аукционе по предоставлению испрашиваемого земельного участка. По доводам иска Министерство умышленно затягивает предоставление истцу земельного участка в аренду, каждый раз выдвигая новые неподтвержденные доводы.
Административный истец просит признать незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании предоставлении испрашиваемого земельного участка, обязать Министерство предварительно согласовать предоставление истцу в аренду земельного участка с основным видом разрешенного использования «отдельно стоящие жилые дома с земельными участками», образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных <адрес> в территориальной зоне Ж-1 (Малоэтажная жилая застройка) и утвердить подготовленную истцом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании административный истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, иск поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Трофимов Г.Е. по доверенности иск не признал по доводам, указанным в письменном отзыве, указал на то, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка до публикации извещения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось. На стадии проведения торгов было установлено, что земельный участок не может быть предоставлен в аренду, поскольку он находится в береговой полосе, является земельным участком общего пользования. Истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по основаниям пп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Администрация Кондопожского муниципального района в суд представителя не направило, о рассмотрении дела извещено.
Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
Из материалов дела следует, что 13.05.2019 Сизов А.В. на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в адрес Министерства с заявлением № 11307 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 922 кв. м., с видом разрешенного использования - «отдельно стоящие жилые дома с земельными участками» (далее - ЗК РФ).
Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, в случаях, 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения заявления от 13.05.2019 года и приложенных к нему документов Министерством было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах «Зона индивидуальной жилой застройки ОК-П» и «Зона рекреационного назначения (Р)», о чем истцу было сообщено в письме от 07.06.2019 № 13745/12.4-21.
Решение от 07.06.2019 года по заявлению от 13.05.2019 года своевременно и самостоятельно истцом обжаловано не было, исходя из заявленных истцом исковых требований, является предметом обжалования по настоящему иску. Установленный на обжалование указанного решения трехмесячный срок истцом пропущен, заявление о пропуске срока по уважительным причинам и восстановлении пропущенного срока истцом не подано. В силу ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В рамках рассмотрения вышеуказанного заявления административного истца от 13.05.2019 года Министерством 23.05.2019 в адрес администрации Кондопожского муниципального района был сделан запрос № 12422 о предоставлении информации. Министерством была запрошена информация о том, в какой территориальной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен земельный согласно представленной схеме, расположен ли земельный участок согласно представленной схеме в пределах береговой полосы водного объекта, в границах охранных зон инженерных коммуникаций, в границах санитарно-защитной зоны/санитарного разрыва от объекта капитального строительства, автомобильной дороги, в иных зонах, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; возможно ли образование земельного участка в соответствии с представленной схемой для индивидуального жилищного строительства без нарушения градостроительных регламентов и прав третьих лиц.
Ответом от 10.06.2019 № 08-06-4861 Администрация довела до сведения административного ответчика, что из представленной схемы расположения земельного участка не представляется возможным определить, в каком именно месте формируется земельный участок, учитывая данное обстоятельство Администрация просила представить схему, в которой обозначены характерные точки границ испрашиваемого административным истцом земельного участка. Министерство письмом от 05.07.2019 № 16253 в целях получения информации, запрашиваемой ранее, направило в адрес Администрации графические материалы, позволяющие определить местоположение образуемого земельного участка. Ответом от 15.07.2019 № 08-06-6626 Администрация сообщила, что испрашиваемый земельный участок согласно Правилам, располагается в территориальной зоне (Ж-1) - зоне индивидуальной жилой застройки; земельный участок расположен в пределах береговой полосы, водоохранной зоны и прибрежно-защитной полосы р. Суна; иные зоны не установлены.
С учетом указанного ответа Администрации Министерство в дополнение к ранее направленному истцу ответу от 07.06.2019 года направило информацию, изложенную письмом от 30.07.2019 № 18347/12.4-21, о несостоятельности довода Министерства о нахождении спорного земельного участка в двух территориальных зонах. Сизову А.В. было предложено повторно обратиться в адрес Министерства с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
09.09.2019 года Сизов А.В. повторно обратился в адрес Министерства с заявлением № 22992 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 922 кв. м., с видом разрешенного использования - «отдельно стоящие жилые дома с земельными участками» на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Ответом от 08.10.2019 № 24814/12.4-21 Министерство сообщило о том, что в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для указанных в заявлении целей опубликовано в печатном издании «Вестник Гирвасского сельского поселения» Кондопожского муниципального района от 08.10.2019, размещено на сайте Администрации Кондопожского муниципального района, на официальном сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства (gov.kardia.ru).
В случае, если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступят, то в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ Министерством будет принято решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка Сизову А.В. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ Министерством будет принято решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка.
07.11.2019 года в адрес подведомственного Министерству Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» поступило заявление физического лица о намерении участвовать в аукционе и приобрести на праве аренды земельный участок, площадью 922 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство».
С учетом данного заявления Министерством 11.11.2019 в адрес Сизова А.В. было направлено письмо № 27757/12.4-21 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 2 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ ввиду поступления заявления гражданина о намерении участвовать в аукционе.
Исходя из формулировки заявленных исковых требований, указанное решение также является предметом обжалования по настоящему делу. Срок на подачу жалобы на это решение истцом соблюден.
Давая правовую оценку законности оспариваемых решений, суд исходит из того, что они приняты полномочным должностным лицом, оформлены в установленной законом форме, срок разрешения обращений истца не нарушен.
Вместе с тем оснований для признания указанных решений законными не имеется.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен статьей 39.15 ЗК РФ.
В силу п. 7 указанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, к ним, в том числе, относятся случаи, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; когда земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса, а также когда земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, вынесению решения от 07.06.2019 года и от 11.11.2019 года, равно как и совершению действий по публикации сведений о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке ст. 39.18, должна была предшествовать процедура проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Такие основания административным ответчиком установлены, письмом от 15.07.2019 № 08-06-6626 Администрация Кондопожского муниципального района сообщила Министерству, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах береговой полосы, водоохранной зоны и прибрежно-защитной полосы р. Суна.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям по п.14.1 относится расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; по пункту 19 - невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Поскольку решение от 07.06.2009 года вынесено без получение необходимой для его вынесения информации на основании данных, не подтвержденных в судебном заседании, оснований для выводов о его законности не имеется.
Решение от 11.11.2019 года также не может быть признано законным, поскольку к моменту его вынесения административный ответчик располагал сведениям о нахождении испрашиваемого участка частично в береговой полосе, в связи с чем у ответчика имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что имеются основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно п.17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Помимо указанного выше ответчиком в нарушение приведенной нормы права в оспариваемых решениях не указаны все основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, равно как не вынесено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решение административного ответчика от 14.11.2019 года, которым истцу отказано в образовании земельного участка в целях дальнейшей организации аукциона на право заключения договора аренды, предметом жалобы по настоящему делу не является, в связи с чем правовая оценка его законности судом не дается.
Способом восстановления нарушенных прав истца на разрешение поданного им заявления в соответствии с требованиями закона является понуждение административного ответчика рассмотреть заявление Сизова А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 09.09.2019 года в установленные для этого законом сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 11.11.2019 года №27757/12.4-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия рассмотреть заявление Сизова А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 09.09.2019 года.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Сизова А.В. 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 22.01.2020 года