Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года г.Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Третьякова С. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и <адрес>х <адрес> о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков С.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.6 п.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», как лицу, достигшему возраста <данные изъяты>, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее <данные изъяты> и имеющему страховой стаж не менее <данные изъяты> лет, в связи с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
На основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском и <адрес>х <адрес> вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установила, что в специальный (северный) стаж, кроме других периодов, не может быть засчитан следующий период:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – период службы в правоохранительных органах, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, зачёт периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в «северный» стаж работы не предусмотрен.
Истец не согласен с отказом пенсионного органа включить в специальный (северный) стаж период работы истца, с учетом которого может быть назначена страховая пенсия по старости ранее достижения истцом возраста <данные изъяты> лет, и отказом в назначении истцу досрочной пенсии по старости, так как истец достиг возраста <данные изъяты> лет и фактически работа истца в районах Крайнего севера составляет <данные изъяты>.
Согласно записям №№ в трудовой книжке истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истец находился на службе в органах внутренних дел <адрес>, относящегося к районам <данные изъяты>.
Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Отделом МВД России по городу <данные изъяты> подтверждается, что истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в том числе в районе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стаж службы на момент увольнения составил в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.
До трудоустройства в ОВД <адрес> и после увольнения истец проживал в районе <данные изъяты>.
Таким образом, истец полагает, что он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости при достижении возраста <данные изъяты> лет.
Мнение ответчика, основано на п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Однако данное Постановление утратило силу и в настоящее время не применимо.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж следующий период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. период службы в правоохранительных органах, и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу достигшему возраста <данные изъяты> лет, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее <данные изъяты> и имеющему страховой стаж не менее <данные изъяты> лет, с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен, просил рассмотрение дела отложить в связи с занятостью в другом процессе.
С учетом мнения истца, суд решил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.6 п.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», как лицу, достигшему возраста <данные изъяты>, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее <данные изъяты> и имеющему страховой стаж не менее <данные изъяты> лет, в связи с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления ПФР в Ленинском и <адрес>х <адрес> Третьякову С.В было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установила, что в специальный (северный) стаж, кроме других периодов, не может быть засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - службы в правоохранительных органах, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, зачёт периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в «северный» стаж работы не предусмотрен.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Суд приходит к выводу о том, что время службы в органах внутренних дел засчитывается только в общий стаж работы и не включается в специальный стаж по следующим основаниям.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы, при этом право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним на организм человека, предусмотрено исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (стаж в районах Крайнего Севера и т.п.), что также соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», (действовавшего до издания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30), согласно которому период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О и др.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца в районах Крайнего Севера периодов его службы в органах МВД.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Третьякова С. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья