Дело № 2а-892/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Ушковой Е.С., с участием представителя административного истца Борисовой Ю.Н., представителя административного ответчика администрации города <адрес> Телешевой О.В., представителя административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений <адрес> области Шамсутдиновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ибрагимова Р.И. к администрации города <адрес>, Агентству государственного имущества и земельных отношений <адрес> области о признании незаконными бездействия, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
установил:
Ибрагимов Р.И. обратился к администрации <адрес>, Департаменту государственного имущества и земельных отношений <адрес> области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города <адрес>, Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> области, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте; возложении на администрацию <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указывается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный участок принадлежал отцу истца с середины 20 века, жилой дом, расположенный на участке, оформлен истцом в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено письмо из администрации <адрес> № о предоставлении копии паспорта, что им было сделано незамедлительно. Однако ответа не последовало до настоящего времени.
Повторно схема и диск с информацией были истцом сданы уже ДД.ММ.ГГГГ в Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> области. Дата выдачи готовых документов обозначена ДД.ММ.ГГГГ. Ответа истец не получил до настоящего времени. Схема Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> области не утверждена, какого-либо решения не принято. Установленный срок рассмотрения заявления истек. Данным бездействием созданы препятствия в реализации права истца в оформлении земельного участка в собственность.
Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> области переименован в Агентство государственного имущества и земельных отношений <адрес> области.
Административный истец на рассмотрения заявления не явился, доверил представлять свои интересы Борисовой Ю.Н.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала иск.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, с ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> утратила правомочия по распоряжению испрашиваемым земельным участком, кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений <адрес> области в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, что на обращение Ибрагимова Р.И. от ДД.ММ.ГГГГ было направлен ответ, о том, что его заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставлено без рассмотрения, рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Судом установлено, Ибрагимову Р.И. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 46,3 кв.м. по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов Р.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> под индивидуальным жилым домом на кадастровой карте соответствующей территории.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Ибрагимову Р.И. было направлено письмо о том, что предоставление земельного участка гражданину осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления гражданина или его представителя. В связи с чем, необходимо предоставить копию паспортных данных заявителя или его представителя. И что при предоставлении указанного документа, земельно-правовые документы будут оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2.2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений <адрес> области, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № в области управления и распоряжения земельными ресурсами Агентство осуществляет следующие полномочия: в соответствии с Законом <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ N 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> области и органами государственной власти <адрес> области» распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей второй Закона <адрес> области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» установлено, что уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления является ДД.ММ.ГГГГ, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов Р.И. обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес> под индивидуальным жилым домом.
ДД.ММ.ГГГГ на заявление Ибрагимова Р.И. направлен ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием, что случаи предоставления земельных участков без проведения торгов установлены пунктом 2 ст. 39.3 и пунктом 2 ст. 39.6 Земельного кодекса. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов предусматривает согласование предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать. Ибраимову Р.И. рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Случаи предоставления земельных участков без проведений торгов установлены пунктом 2 ст. 39.3 и пунктом 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 ст. 39.6 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (п. 1).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (п. 4).
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 2).
Поскольку истец обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений <адрес> области с заявлением об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности дом, административному истцу обоснованно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По требованиям к администрации <адрес> административным истцом пропущен срок для обращения в суд. С учетом того, что не получив ответ на свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с аналогичным заявлением в Агентство государственного имущества и земельных отношений <адрес> области, суд приходит к выводу, что о нарушении своего права администрацией <адрес> Ибрагимов Р.И. узнал не позднее ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административный иск направил в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
По требованиям к Агентству государственного имущества и земельных отношений <адрес> области срок для обращения в суд не пропущен, поскольку на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ был направлен лишь ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Ибрагимова Р.И. к администрации <адрес>, Агентству государственного имущества и земельных отношений <адрес> области о признании незаконными бездействия, обязании утвердить схему расположения земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова