Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(мотивированное решение)
село Мильково 19 октября 2021 года
Мильковский районный суд Камчатского края
в составе председательствующего судьи Мартыненко М.С.,
при секретаре Собяниной Г.Ш.,
с участием помощника прокурора Мильковского района Камчатского края Хохориной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мильковского района Камчатского края Новицкого М.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мильковского сельского поселения о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мильковского района Новицкий М.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мильковского сельского поселения о возложении обязанности- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здания, расположенного по адресу: с. Мильково Мильковского района Камчатского края, пересечение ул. Октябрьской и переулка Больничный, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований указал, что по итогам проведения проверки прокуратурой Мильковского района установлено, что на территории Мильковского сельского поселения расположено указанное здание. Указанное здание не используется, не охраняется, не имеет какого- либо ограждения, через оконные проемы в помещение частично имеется свободный доступ посторонних лиц. По сообщениям администрации Мильковского муниципального района данное здание является бесхозяйным зданием конторы, по нему приняты меры по исключению доступа посторонних лиц. Для постановки объекта на бесхозяйный учет необходимы финансовые средства для изготовления технического плана, не предусмотренные в 2021 году. Прокурор указывает, что длительное нахождение на территории с. Мильково бесхозяйного заброшенного здания постепенно приводит к его разрушению вследствие значительного износа несущих конструкций, создает угрозу возникновения аварийной ситуации, проникновению на его территорию посторонних, в том числе несовершеннолетних лиц, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей, то есть нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность.
Представитель истца помощник прокурора Хохорина А.А. в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. Согласно направленному в адрес суда отзыву Глава администрации Мильковского сельского поселения Гарбузюк Н.В. против исковых требований возражений не имеет, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
В соответствии со 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно правовому содержанию вышеуказанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет и признании за ними права собственности на данное имущество.
Порядок принятия на учет бесхозяйных движимых вещей установлен ст. 290 ГПК РФ, в соответствии с требованиями которой, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом согласно п. 3 ст. 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности.
В ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости, находящееся по адресу: Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, пересечение ул. Октябрьской и переулка Больничный, является зданием конторы, незавершенное строительство, бесхозяйный (л.д.9, 11).
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют информация об объекте незавершенного строительства, расположенного по адресу: Камчатский край, Мильковский район, с. Мильково, пересечение ул. Октябрьской и пер. Больничного.
На основании вышеизложенных доказательств по данному делу, в отношении спорного объекта недвижимости, проведя анализ юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора района являются законными и обоснованными, поскольку вышеуказанные требования законодательства свидетельствует о том, что законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования поселения, на территории которых они находятся, так как отсутствие собственника таких объектов влечет за собой несвоевременное решение вопросов по обеспечению их надлежащего технического состояния и дальнейшее разрушение данных объектов, и может повлечь за собой создание условий для развития террористической деятельности на территории поселения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мильковского района Камчатского края Новицкого М.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Мильковского сельского поселения Камчатского края в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества здания по адресу: с. Мильково Мильковского района Камчатского края, пересечение улицы Октябрьской и переулка Больничный.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2021 года.
Судья М.С. Мартыненко