Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 октября 2019 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области – Потехина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Гасановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1026/2019 по административному иску Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Гришину С. И. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Гришину С.И., с учетом последующих уточнений просила взыскать недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 7 294 рубля, пени в размере 168,12 рублей;
- транспортному налогу с физических лиц: пени в размере 31,92рублей;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов: пени 4,46рублей.
В обоснование требований указано, что Гришин С.И. (ИНН №) является плательщиком указанных налогов в рассматриваемом налоговом периоде в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается полученными налоговым органом сведениями. Соответственно, у него возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов. Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате начисленных сумм налогов в полном объеме, в связи с чем налоговым органом были начислены пени.
Также в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога от 13.10.2015 № 235946, от 29.01.2019 № 3017, которое он также не исполнил, в связи с чем взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке.
Представитель административного истца указал, что обращался к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> по вопросу вынесения судебного приказа. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании заявления Гришина С.И. До настоящего времени задолженность административным ответчиком в полном объеме не погашена в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца – Межрайонной ФНС России № по <адрес> Потехина С.А. на удовлетворении административных исковых требований настаивал в полном объеме.
Административный ответчик Гришин С.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, причины неявки в судебное заседание в соответствии с п. 2 ст. 150 КАС РФ не сообщил.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что не согласен с начислением налога на принадлежащее ему нежилое помещение – баню с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>. Считает, что имущественный налог на данное имущество необоснованно рассчитывается ему исходя из налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости. Указал, что обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области для исключения указанного нежилого помещения из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2017 год. На основании решения от 19.07.2019 был определен вид фактического использования указанного объекта недвижимости как баня для личного пользования.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (статья 400 НК РФ).
В соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (часть 3 статьи 402 НК РФ).
Законом Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14.11.2016 № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Ставка налога на имущество физических лиц на территории городского округа Жигулевск установлена решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 21.11.2014 №.
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, ставка налога на имущество на 2017 год установлена в размере 1,5%.
В отношении хозяйственных строения или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м., и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, ставка налога на имущество установлена в размере 0,3%.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что Гришину С.И. (ИНН № в спорный налоговый период 2017 года был начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении следующих объектов недвижимости:
- квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> в размере 90 рублей;
- гараж с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в размере 544 рубля;
- нежилое помещение (иные строения, помещения и сооружения) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 7 294 рубля.
Также судом установлено, что истец оплатил налог на имущество за 2017 год в размере 634 рубля, что соответствует размеру налога, начисленному в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Задолженность Гришина С.И. по налогу на имущество за налоговые период 2017 года составляет 7 294 рубля, что соответствует налогу, начисленному на нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом налог на указанное выше нежилое помещение рассчитан исходя из налоговой ставки 1,5%, поскольку указанное помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2017 год.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Гришин С.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу исключения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2017 год.
Как следует из представленного административным ответчиком письма Министерства имущественных отношений Самарской области в результате осмотра указанного объекта недвижимости, проведенного по поручению министерства сотрудниками ГБУ СО «Центр размещения рекламы» 12.07.2019 установлено, что данное нежилое здание используется под баню для личного использования.
На основании изложенного в соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерством было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № как баню для личного пользования.
Также из сообщения Министерства имущественных отношений Самарской области на запрос суда следует, что министерством подготовлен проект приказа об исключении данного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2017 год, для принятия которого необходимо прохождение процедуры согласования, предусмотренной для проектов нормативных правовых актов Самарской области.
Несмотря на то, что приказа об исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2017 год на момент рассмотрения дела не принят, суд считает, что налог на имущество в отношении данного объекта недвижимости подлежит исчислению исходя из налоговой ставки 0,3%, поскольку материалами дела подтверждается, что указанное нежилое помещение фактически используется как баню для личного пользования, ее площадь составляет 32,3 кв.м., тог есть не превышает 50 кв.м., и располагается на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для индивидуального домовладения.
С учетом изложенного налог на имущество за налоговый период 2017 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составит 1 459 рублей (486 269 * 0,3%).
Таким образом, с учетом оплаченного истцом на имущество за налоговый период 2017 года недоимка Гришина С.И. составит 1 459 рублей, в связи с чем подлежит взысканию с него в указанном размере.
С учетом изложенного размер пени, начисленный за несвоевременную уплату налога на имущества за 2017 год подлежит перерасчету исходя из общего размера недоимки 2 093 рубля (1 459 рублей + 90 рублей + 544 рубля), а не 7 928 рублей. Таким образом, размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 30 рублей 05 копеек.
Размер налога на имущества за налоговый период 2015 года, а также размер пени за несвоевременную уплату данного налога в размере 54 рубля 28 копеек административным ответчиком не оспаривался.
Таким образом, общий размер пени по налогу на имущество физических лиц составляет 84 рубля 33 копейки (30 рублей 05 копеек + 54 рубля 28 копеек).
Размер пени по транспортному налогу, а также по земельному налогу административным ответчиком также не оспаривался, в связи с чем подлежит взысканию с него в заявленном административным истцом размере – 31 рубль 92 копейки и 4 рубля 46 копеек соответственно.
Кроме того, в соответствии со статьей 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета городского округа Жигулевск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Гришина С. И. (ИНН №) в пользу государства в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской области недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за налоговый период 2017 года в размере 1 459 рублей;
- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 84 рубля 33 копейки;
- пени по транспортному налогу в размере 31 рубль 92 копейки;
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов в размере 4 рубля 46 копеек,
а всего – 1 579 рублей 71 копейка.
Взыскать с Гришина С. И. в доход бюджета городского округа Жигулевск государственную пошлину в размере 400 рубля.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2019 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.Н. Неугодников