РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2018 года гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Лихославльского района Абалихиной А.В.,
представителя административного ответчика – муниципального учреждения «Администрация Лихославльского района» Тверской области, по доверенности, Пшеничной Н.Н.,
представителя административного ответчика – МУП Лихославльского района «Благоустройство» Фурсовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль административное дело № 2а-250/2018 по административному иску прокурора Лихославльского района в интересах неопределённого круга лиц.
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступило административное исковое заявление прокурора Лихославльского района в интересах неопределённого круга лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка соблюдения на территории Лихославльского района законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение ТКО отходов.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статьям 10 и 11 указанного Федерального закона, граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п.2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В положениях абз.3 данного пункта СанПиН 42-128-4690-88 предусматривается, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. Аналогичные положения закреплены в пункте 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Данными санитарными правилами не предусмотрен вывоз твердых бытовых отходов автотранспортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м. В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения. Положениями ст. 8 ч. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, требования законодательства возлагают на органы местного самоуправления поселений обязательную организацию в том числе и накопления отходов, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического и иного законодательства. Положениями с. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. В рамках реализации требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила). Разделом 2 Правил утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 9 Раздела 2 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Пунктом 10 Правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил). В соответствии с п. 13 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Решением собрания Совета депутатов Лихославльского района пятого созыва от 25.12.2017 года №253 на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 полномочия муниципального образования городское поселение город Лихославль по решению вопросов местного значения в виде участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18) переданы к реализации на 2018 год в муниципальное образование «Лихославльский район». Таким образом, полномочия по реализации на территории городского поселения город Лихославль вышеуказанных положений закона на период 2018 года возложено на МО «Лихославльский район». Непринятие мер по установлению (обустройству) на территории городского поселения надлежащего количества контейнеров (контейнерных площадок) приводит к невозможности организации на территории городского поселения город Лихославль накопления ТКО (в том числе раздельного), а также приводит к образованию стихийных несанкционированных свалок ТКО, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просит суд: возложить на администрацию МО «Лихославльский район» обязанность по надлежащей организации накопления и сбора ТКО на территории городского поселения город Лихославль, путем установки мусорных контейнеров и других емкостей, и обустройству контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства в местах их установок, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Лихославльского района Абалихина А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью по основаниям указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика – муниципального учреждения «Администрация Лихославльского района» Тверской области, по доверенности, Пшеничная Н.Н. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Администрация Лихославльского района не согласна с требованиями прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона от 06.10.2006 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Решением собрания депутатов Лихославльского района от 25.12.2017 года № 253 полномочия по вопросам местного значения муниципального образования городское поселение гор. Лихославль на период 01.01.2018 по 31.12.2018 года переданы муниципальному образованию «Лихославльский район», в том числе и по ст. 14 ч.1 п.18 Федерального закона от 06.10.2006 года № 131-ФЗ.
Ни в одном из нормативных документов, изложенных прокурором в административном исковом заявлении, не имеется норм, обязывающих органы местного самоуправления устанавливать контейнеры и контейнерные площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании ст. 13 ч. 2 Федерального закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с СанПин 42-128-4690-88, организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы (п. 1.4). Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения (п.1.5). В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию (п.1.6). Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта (п. 1.7). Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы (п.1.8). Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта (п. 1.9). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3). Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4). Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5).
На территории городского поселения гор. Лихославль установлено 68 контейнеров, данное количество достаточно по нормам численности населения, пользующихся мусоросборниками, нормам накопления отходов от данного количества населения.
Аналогичные требования изложены в СанПин 2.1.2.2645-10.
Правила благоустройства территории городского поселения город Лихославль Лихославльского района Тверской области утверждены решением Совета депутатов городского поселения гор. Лихославль от 09.12.2016 года № 199, согласно которым уборка территорий – вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Администрация поселения осуществляет контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территории поселения, в том числе территорий общего пользования, в пределах установленных полномочий (п. 2.8). Календарные даты уборки и содержания территории общего пользования поселения (в т.ч. субботники) устанавливаются ежегодно администрацией поселения (п. 2.9). Содержание территории общего пользования поселения осуществляется путем проведения: систематических работ по содержанию территории поселения; единичных массовых мероприятий (субботники) на основании постановления администрации поселения (п. 2.10). Содержание территории поселения в летний период производится с целью уменьшения загрязненности и запыленности территории поселения и включает в себя: сбор мусора со всей территории; дважды в год, в срок до 1 июня и до 1 сентября, окраску малых архитектурных форм, садовой и уличной мебели, урн, спортивных и детских площадок, ограждений, бордюров; периодическое кошение травы (при высоте травы более 15 см) и уборку скошенной травы в течение суток; в период листопада – сбор и вывоз опавшей листвы один раз в сутки; уборка территорий (п. 2.11). Собранный мусор, смет, листва, скошенная трава, ветки должны вывозиться в течение суток (п. 2.12). Юридические лица и физические лица, в силу закона или договора, принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны: обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с администрацией поселения; содержать площадки для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора незамедлительно после вывоза мусора; не допускать переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами; принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не допускать образования несанкционированных свалок на закрепленной и прилегающей территориях (п.3.1). Сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах, на оборудованных контейнерных площадках, или бестарным способом на основании графика вывоза мусора, согласованного в установленном законодательством порядке. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов осуществляется в специально отведенные места на территории Лихославльского района специализированными организациями. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны заключать договора на сбор и вывоз мусора, твердых коммунальных отходов (п. 3.2). Собственник (владелец) контейнерной площадки, контейнера; юридические лица, индивидуальные предприниматели, обслуживающие контейнерные площадки, контейнеры на основании соответствующего договора, обязаны обеспечивать своевременную уборку прилегающей территории, содержать в исправном состоянии контейнеры и мусоросборники не допуская переполнения и загрязнения территории (п. 3.6). Размещение места (площадки) сбора и временного складирования отходов согласовывается с уполномоченными органами в соответствии с Санитарными правилами содержания территорий населенных мест, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, а в случаях размещения таких мест (площадок) на землях общего пользования - дополнительно согласовывается с администрацией поселения (п. 3.9).
В соответствии с пунктом 3.7.1.Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Вышеуказанные требования нормативного правового акта не находятся в противоречии с Федеральным законом №89-AP и Постановлением правительства от 12.11.2016 года № 1156. В соответствии с пунктом 9 Раздела 2 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В настоящее время, Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 г. № 477-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Тверской области", выбран на конкурсной основе региональный оператор – МУП «Тверьспецавтохозяйство» гор. Тверь. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) на территории Тверской области будет осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии со ст. 13.4. частью 4 Федерального закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Данные требования закона вступят в законную силу с 01.01.2019 года. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №290. Системное толкование совокупности приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что в ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются ввиду лишь работы и услуги (для которых требуется общее собрание собственников жилых помещений), оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые не указаны в нормативных требованиях к содержанию и эксплуатации дома. Таким образом, обязанности управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов по организации и обеспечению надлежащего состояния мест для временного складирования отходов, учитывая гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, ссылки управляющих компаний на отсутствие протокола общего собрания жильцов либо материальных средств на оборудование и содержание контейнерных площадок не имеют правового значения, т.к. управляющие компании являются специализированными коммерческими организациями, а нормальное необходимое содержание и благоустройство многоэтажных жилых домов является их предпринимательским риском. На основании изложенного, оборудование контейнерных площадок для установления мусороприемников с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей и поддержание их в надлежащем санитарно-техническом состоянии, оформление договора аренды на земельный участок для размещения и оборудования контейнерной площадки для установления мусоросборников на придомовой территории многоквартирных жилых домов, находится в ведении управляющей компании ООО «ЖКХ-Сервис», а также в ведении жилищных кооперативов, ТСЖ. Установка контейнеров на улицах городского поселения органами местного самоуправления также не предусмотрена действующим законодательством, сбор и вывоз бытовых коммунальных отходов должен решаться региональным оператором в соответствии с договорами, заключенными с собственниками – потребителями отходов. Исковые требования прокурора не носят конкретизированный характер, из требований прокурора Лихославльского района не усматривается, где и на каких условиях администрация Лихославльского района должна устанавливать мусорные контейнера и другие емкости и обустроить контейнерные площадки. Основными причинами несанкционированных свалок на территории гор. Лихославль являются низкий уровень сознательности населения, несоблюдения населением графика стоянки и подъезда мусоровозных машин, несанкционированное размещение ТКО в местах стоянок мусоровозов и в других местах на территории города, отсутствие законодательной нормы Тверской области, обязывающей физических лиц иметь договор с обслуживающей организацией на сбор и вывоз ТКО, отсутствие законодательной нормы Тверской области, определяющей ответственность гражданина в случае отсутствия договора на сбор и вывоз ТКО, но не как указано в административным требованиях прокурора- непринятие мер по установлению (обустройству) на территории городского поселения надлежащего количества контейнеров (контейнерных площадок). Просят суд отказать в удовлетворении требований прокурора Лихославльского района в полном объеме.
Представитель административного ответчика – муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Лихославль» Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – МУП Лихославльского района «Благоустройство» Фурсова Н.А. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснила, что организацией принимаются все меры по вывозу отходов, заключаются договоры, в том числе по установке контейнеров.
Представитель административного ответчика – ООО «Ритм» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов городского поселения гор. Лихославль от 09.12.2016 года №199 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения город Лихославль Лихославльского района Тверской области.
Решением Собрания депутатов Лихославльского района от 25.12.2017 года №253 на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 полномочия муниципального образования городское поселение город Лихославль по решению вопросов местного значения в виде участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18) переданы к реализации на 2018 год в муниципальное образование «Лихославльский район».
Согласно Уставу муниципального образования «Лихославльский район», принятому Решением Собрания депутатов Лихославльского района от 27.06.2005 № 37, Администрация Лихославльского района является исполнительно-распорядительным органом Лихославльского района, имеет статус юридического лица, осуществляет, в частности, полномочия по решению вопросов местного значения Лихославльского района (статьи 30 и 31).
На территории Лихославльского района основную деятельность, связанную со сбором и транспортировкой коммунальных отходов, осуществляют МУП «Благоустройство», учредителем которого выступает администрация Лихославльского района, и ООО «Ритм». Указанными юридическими лицами заключены договоры с гражданами и организациями, в том числе на установку и обслуживание контейнеров.
Вывоз отходов от многоквартирных домов осуществляется в соответствии с графиком.
23.03.2018 года в прокуратуру поступило обращение гражданина, в котором указано на бездействие администрации Лихославльского района и МУП Лихославльского района «Благоустройство», на неразмещение достаточного количества контейнеров, на несанкционированную свалку в районе домов 72, 74, 76 по улице Комсомольской в гор. Лихославле, на непринятие мер по вывозу мусора со стороны МУП Лихославльского района «Благоустройство».
Лихославльским районным судом рассмотрено административное дело № 2-259/2018 по иску прокурора к администрации Лихославльского района по факту указанной несанкционированной свалки, производство по которому было прекращено 24.05.2018 года в связи с отказом прокурора от иска, поскольку данная свалка в районе домов 72, 74, 76 по улице Комсомольской в гор. Лихославле была ликвидирована путём принятия мер администрацией Лихославльского района.
Статьёй 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Положениями частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Разделом II Правил утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов потребителями, то есть собственниками твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом, заключившим или обязанным заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Раздела I Правил), а также регламентирована деятельность и ответственность регионального оператора.
Деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по обращению с отходами путём установки контейнеров и контейнерных площадок данные Правила не регламентируют.
Ссылка прокурора на положения пункта 13 Правил, согласно которому бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники такого земельного участка, – не может являться основанием для удовлетворения административного иска, поскольку данные положения не содержат требований к установке контейнеров органом местного самоуправления.
Остальные приведённые прокурором в административном иске положения статей 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, регламентирующих требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, осуществления их накопления, равно как ст.ст. 10, 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, СанПиН 42-128-4690-88 и СанПин 2.1.2.2645-10 регламентируют права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении ими деятельности по обращению с производимыми ими отходами, а также по организации и обустройству площадок для размещения контейнеров.
Кроме того, положения п.2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 о применении металлических контейнеров носят рекомендательный характер.
Указание в административном иске на то, что данными санитарными правилами не предусмотрен вывоз твердых бытовых отходов автотранспортом, противоречит п. 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88, предусматривающему возможность вывоза твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, и не обусловливает обязанность органов местного самоуправления за свой счёт устанавливать контейнеры.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, также не содержат положений, возлагающих на органы местного самоуправления обязанность по установке контейнеров.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 года № 503-ФЗ положения пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, статьи 8, пунктов 4 и 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ вступят в силу только c 01.01.2019 года.
Прокурором не оспаривается указание ответчиков на то, что ими принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе по искам прокурора.
Само же требование об установлении (обустройстве) на территории городского поселения надлежащего количества контейнеров (контейнерных площадок) не конкретно и не основано на законе, а также не исполнимо, поскольку отсутствуют законодательные нормы, позволяющие обязать граждан и юридических лиц заключать договоры по их эксплуатации.
Более того, ответчиками представлены доказательства установки контейнеров при наличии волеизъявления граждан и юридических лиц на заключение соответствующих договоров, а также представлены доказательства исполнения органами местного самоуправления обязанности принимать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе, путём принятия Правил благоустройства территории городского поселения город Лихославль, создания МУП Лихославльского района «Благоустройство», принятием мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Утверждёнными собранием депутатов Лихославльского района Правилами благоустройства регламентировано размещение контейнеров.
Деятельность МУП Лихославльского района «Благоустройство», ООО «Ритм», а также граждан, управляющих компаний, ТСЖ, юридических лиц по исполнению законодательства, регламентирующего обращение с отходами, в том числе своевременность и качество оказываемых услуг в этой сфере, – не может являться предметом рассмотрения в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку связана с их хозяйственной и иной деятельностью, в процессе которой образуются отходы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на административных ответчиков обязанности по надлежащей организации накопления и сбора ТКО на территории городского поселения город Лихославль путём установки мусорных контейнеров и других емкостей и обустройству контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства в местах их установок в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору Лихославльского района Тверской области в удовлетворении административного искового заявления к муниципальному учреждению «Администрация Лихославльского района» Тверской области, муниципальному учреждению «Администрация городского поселения – гор. Лихославль» Лихославльского района Тверской области, МУП Лихославльского района «Благоустройство», ООО «Ритм» о возложении на администрацию муниципального образования «Лихославльский район» обязанности по надлежащей организации накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов на территории городского поселения – гор. Лихославль путём установки мусорных контейнеров и других ёмкостей и обустройству контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства в местах их установок в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий судья О.А. Волошкин