УИД 28RS0007-01-2020-000289-84
2а-181/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021 года город Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Наумовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело №2а-181/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области к Якимчук Ивану Григорьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что за налогоплательщиком Якимчук И.Г. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2019 год. Неисполнение обязанности по уплате налогов и пеней явилось основанием для направления инспекцией в адрес Якимчук И.Г. в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требований от 20 ноября 2019 года № 54364, от 18 августа 2020 года № 21696, от 11 декабря 2020 года № 24583 о добровольной оплате суммы недоимки и пени, в которых налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до 19 января 2021 года. Однако в указанный в требовании срок, требования ответчиком не исполнены. В связи с неуплатой налогов в установленные законодательством сроки, инспекцией в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, задолженность по имущественным налогам и пеням составила 91 135 руб. 90 коп. В инспекцию поступило определение мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку от 25 марта 2021 года № 2а-625/2021 об отмене судебного приказа. На основании изложенного, просит взыскать с Якимчук И.Г. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 138 руб. 95 коп., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 90 232 руб., пеня в размере 764 руб. 95 коп.
16 августа 2021 года от административного истца в суд поступило заявление об уточнении предъявленных требований, просит взыскать с Якумчук И.Г. сумму задолженности в размере 23 142 руб. 11 коп., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений 22 377 руб. 16 коп., пени в размере 764 руб. 95 коп.
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть административные дело в отсутствие своего представителя, административный ответчик – Якимчук И.Г., извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, на основании изложенного, поскольку явка данных лиц не признавалась судом обязательной, с учётом положений статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введ`н налог.
Согласно статьёй 397 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики земельного налога, уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 НК РФ), при этом налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Законом Амурской области от 18.11.2014 года №440-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области» установлена с 01 января 2015 года единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области.
Пунктами 1, 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок исчисления суммы налога, установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Так, на основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики налога на имущество физических лиц уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
На основании вышеизложенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области произведён расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц, подлежащих уплате Якимчук И.Г., за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 90 232 руб. и имущество, принадлежащие ему на праве собственности. Данные расчёты судом признаются верными.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьёй 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком добровольно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 НК РФ, согласно которым требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в частности пеней.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Так, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Согласно налоговому уведомлению №882386 от 28 сентября 2020 года, Якимчук И.Г., начислены следующие суммы налогов за 2019 год: по земельному налогу в размере 90 232 рублей; по налогу на имущество за 2019 год в общей сумме 11 115 рублей, со сроком уплаты не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах.
При этом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС РФ №2 по Амурской области Якимчук И.Г. направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №54364 по состоянию на 20 ноября 2019 года, №21696 по состоянию на 18 августа 2020 года, №24583 по состоянию на 11 декабря 2020 года, с крайним сроком исполнения до 19 января 2021 года.
Из материалов дела усматривается, что в связи с неуплатой Якимчук И.Г. в установленный срок налога на имущество и земельного налога Межрайонной ИФНС РФ №2 по Амурской области начислены пени в размере 138 руб. 95 коп. и в размере 764 руб. 95 коп., соответственно, расчёт которых суд признаёт верным.
Определением мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку 16 апреля 2021 года, судебный приказ от 25 марта 2021 года о взыскании с Якимчук И.Г. налогов и пени отменён, в связи с предоставлением должником Якимчук И.Г. возражений относительно исполнения судебного приказа.
При этом, в период нахождения административного дела в производстве Завитинского районного суда Амурской области административный ответчик Якимчук И.Г. предоставил в суд чек – ордер от 10 августа 2021 года (операция 4945) налоговый платёж в размере 90 232 руб.; чек – ордер от 10 августа 2021 года (операция 4944) налоговый платёж (уплата пени) в сумме 1 000 руб., а всего на общую сумму 91 232 руб.
На основании изложенного, поскольку на момент рассмотрения административного дела Якимчук И.Г. погасил задолженность по недоимке по налогу на имущество физических лиц, в размере 138 руб. 95 коп.; земельный налог в размере 90 232 руб., пени в размере 764 руб. 95 коп., суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области о взыскании с Якимчук И.Г. задолженности по налогам и пени, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области к Якимчук Ивану Григорьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.В. Данилова
В окончательной форме решение изготовлено 19 августа 2021 года.