Дело № 2-141 /2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2019 года г. Гуково Ростовская область
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Козинцевой И.Е.,
при секретаре Аракелян А.Р.,
с участием помощника прокурора г. Гуково Косачева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Гуково в интересах Российской Федерации ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинск к Столяровой Т.В., ФКУ «Главного бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки Бюро №30 и выписки из акта медицинского освидетельствования медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Гуково обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, ссылаясь на то, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка законности установления <данные изъяты> группы инвалидности Столяровой Т.В..
Установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии №, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с ДД.ММ.ГГГГ Столяровой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Документы или копии документов, подтверждающие оказание медицинской помощи Столяровой Т.В., прохождение исследований, выполнение мероприятий предусмотренных программой реабилитации, не представлены.
Проверкой установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ, в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Столяровой Т.В. отсутствует.
Согласно представленным МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково сведениям, Столярова Т.В. в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Таким образом, представленные ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково данные не подтверждают устные сведения, данные Столяровой Т.В. о прохождении медико-социальной экспертизы, каких-либо письменных доказательств Донской Н.В. не представлено, что свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не проводилась.
Согласно представленным Управлением Пенсионного фонда г. Новошахтинска сведениям, Столярова Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме
653 315 руб. 41 коп.
В данном случае недобросовестность Столяровой Т.В. очевидна и подтверждена материалами дела - письмами ФКУ «ГБ МСЭ по РО» от ДД.ММ.ГГГГ № №, МБУЗ «ЦГБ г. Гуково от ДД.ММ.ГГГГ № № которыми в свою очередь опровергнута ее добросовестность.
Представленные сведения свидетельствуют о том, что Столярова Т.В. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором г. Гуково в защиту интересов Российской Федерации, в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.На основании вышеизложенного истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Столяровой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, взыскать со Столяровой Т.В. в пользу ГУ Пенсионного фонда РФ в г.Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 653 315 руб.41 коп.
Помощник прокурора г. Гуково Косачев Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив период получения ответчиком пенсионных выплат, с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ГУ УПФР РФ г.Новошахтинска Ростовской области Суханова А.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что
выплата Столяровой Т.В. пенсии по инвалидности и ЕДВ осуществлялась в отсутствие законных к тому оснований, что повлекло причинение Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске ущерба за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 653 315 руб.41 коп., и подлежит возмещению УПФ в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Столярова Т.В. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в представленном отзыве на исковое заявление возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что она длительное время проходила лечение в ГБУЗ ЦГБ г.Гуково, как в настоящее время, так и до установления ей инвалидности, о чем свидетельствуют представленные медицинские документы. Кроме того, просила применить к исковым требованиям срок исковой давности, и в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, и отзыв, из которого следует, что иск прокурора г. Гуково подлежит удовлетворению, поскольку данных о прохождении ДД.ММ.ГГГГ Столярова Т.В. медико-социальной экспертизы в бюро №30- филиале «ГБ МСЭ» по Ростовской области Минтруда России учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы Столяровой Т.В. (протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении МСЭ и акта МСЭ гражданина, оформляемые при проведении медико-социальной экспертизы в соответствии с п.п. 26, 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95), а также соответствующие данные о нем в Единой автоматизированной вертикально- интегрированной информационно-аналитической системе по проведению МСЭ). Таким образом, справка № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Столяровой Т.В., <данные изъяты> группы инвалидности, выдана с отсутствием законных к тому оснований.
Представитель третьего лица МБУЗ «ЦГБ г. Гуково» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии №, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с ДД.ММ.ГГГГ, Столяровой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Реализуя свои полномочия, Правительство РФ Постановлением от 20.02.2006 г. № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
То есть для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда г.Новошахтинска Столярова Т.В., являясь инвалидом <данные изъяты> группы, за период с ДД.ММ.ГГГГ получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 653 315 рублей 41копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Согласно положениям ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба, следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из объяснения ответчика Столяровой Т.В., данного ею в прокуратуре г. Гуково, следует, что она проходила лечение в <адрес>
В судебном заседании установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на ответчика Столярову Т.В. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют.
Ответчиком были направлены в суд копии медицинских документов, которые приобщены в материалы дела.
Доводы ответчика Столяровой Т.В., высказанные ею в отзыве на исковое заявление, о том, что она длительное время проходила лечение в ГБУЗ ЦГБ г. Гуково и в ГОУ ВПО Рост ГМУ Минздрава РФ как до установления ей инвалидности, так и после установления в ДД.ММ.ГГГГ году, судом отклоняются как несостоятельные по следующим основаниям.
Из представленных в судебное заседание медицинских документов следует, что ответчик периодически обращалась за медицинской помощью к врачам различной специализации в <адрес>; имели место обращения к врачам по специализации: <данные изъяты>
Однако достоверных сведений о том, что ответчик постоянно и длительно обращалась за медицинской помощью в медицинское учреждение по месту своего жительства, с конкретным диагнозом, в связи с чем она могла находиться на стационарном, амбулаторном лечении с данным диагнозом, непосредственно перед установлением ей <данные изъяты> группы инвалидности, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не представлено. Ответчик также не представила доказательств тому, что перед установлением группы инвалидности она имела соответствующее направление на освидетельствование в МСЭ.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на ответчика Донскую Н.В. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют.
Также в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Столяровой Т.В. отсутствует.
Согласно представленным МБУЗ «ЦГБ г. Гуково» сведениям, ответчик Столярова Т.В. в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Таким образом, ответчику Столяровой Т.В. справка Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об инвалидности <данные изъяты> группы бессрочно, выдана с нарушением законодательства РФ, без проведения медико-социального экспертизы, поскольку в установленном порядке, в <данные изъяты> году Столярова Т.В. для установления группы инвалидности в Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», не обращалась.
Данные обстоятельства в совокупности подтверждают недобросовестность ответчика.
Вместе с тем, из вышеприведенных норм закона следует, что учреждение медико-социальной экспертизы также несет ответственность, как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.
Таким образом, исследовав в судебном заседании совокупность юридически значимых обстоятельств по данному делу, суд, с учетом установленных обстоятельств, считает, что выданная в ДД.ММ.ГГГГ года Столяровой Т.В. справка об инвалидности должна быть признана недействительной с момента ее выдачи, вследствие того, что получена ответчиком без законных оснований.
В связи с чем, по мнению суда, в действиях Столяровой Т.В. имеются признаки недобросовестности. Поэтому незаконно полученная ответчиком сумма пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 653 315 руб. 41 коп., должна быть взыскана с ответчика Столяровой Т.В. в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новошахтинске.
Ответчиком в отзыве на исковое заявление заявлено о применении срока исковой давности.
Разрешая данное заявление ответчика, суд полагает, что при установленных обстоятельствах, оснований для применения срока исковой давности не имеется.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ), если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 3 Постановления от 29.09.2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Какие-либо доказательства того, что Российская Федерация в лице ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного), в интересах которой прокурор г. Гуково обратился в суд с настоящим иском, знала или должна была узнать о получении ответчиком пенсионных выплат без предусмотренных законом оснований, ранее ДД.ММ.ГГГГ года, когда прокурором г. Гуково были получены письма ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», а также сведения о выплатах по инвалидности Столяровой Т.В., ответчиком не представлено.
Таким образом, из представленных по делу доказательств, следует, что о факте незаконных пенсионных выплатах Столяровой Т.В. истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ года, с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности по взысканию пенсионных выплат за все время их выплаты.
С учетом изложенного суд считает требования прокурора г. Гуково подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что истец при обращении в суд с настоящим исковым заявлением имущественного характера, в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 2 п.1, п.3 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 9733,15 руб. за требование имущественного характера и 300 руб. за требование неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Гуково в интересах Российской Федерации, ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинск к Столяровой Т.В., ФКУ «Главного бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании незаконно полученных пенсионных выплат по инвалидности удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Столяровой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования.
Взыскать с Столяровой Т.В. в пользу ГУ Пенсионного фонда РФ в г.Новошахтинске Ростовской области незаконно полученные за период с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 653 315 руб. 41 коп.
Взыскать с Столяровой Т.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 033,15 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2019 года.
Судья И.Е. Козинцева