Дело № 2-967/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2017г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае к Государственной инспекции труда в Пермском крае об оспаривании предписания Государственного инспектора труда в Пермском крае от 29 ноября 2016г.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Пермском крае об оспаривании предписания Государственного инспектора труда в Пермском крае № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29 ноября 2016г. о назначении лица ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, возмещении Евтушенко В.В. неполученного заработка за все время незаконного лишения его возможности трудиться. В обоснование иска ТУ ФАУГИ в Пермском крае указало, что в соответствии с должностным регламентом в полномочия начальника отдела делопроизводства, контроля и материального обеспечения входит в т.ч. обязанность осуществлять ведение, учет и хранение трудовых книжек (п. 3.14). Приказом № 26-л от 10.04.2015 г. на должность начальника отдела делопроизводства, контроля и материального обеспечения ТУ ФАУГИ в Пермском крае переведена Меледина Л.В. В связи с чем считает, что ТУ ФАУГИ в Пермском крае требования п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, соблюдены. Для применения ст. 234 ТК РФ необходимо установить незаконность действий ТУ ФАУГИ В Пермском крае, а также последствия незаконных действий в виде лишения работника возможности трудится. Поскольку Государственная инспекция труда в Пермском крае не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, Инспектор не праве разрешать трудовой спор, возникший по вопросу возмещения неполученного заработка Евтушенко В.В. В связи с изложенным, считает предписание № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29 ноября 2016 г. незаконным и подлежим отмене.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Евтушенко В.В. (л.д. 23-24).
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Приказом ТУ ФАУГИ в Пермском крае от 14.10.2016 года № 16-л начальник отдела управления и распределения земельных участков Евтушенко В.В. уволен по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (л.д. 40).
На основании ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае Сидельникова И.И. № 7-4625-16-ОБ/16/358/1 от 29.11.2016 г., проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ФКУ «Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае» (материал проверки).
29 ноября 2016г. по результатам проверки государственным инспектором труда в Пермском крае Яринской М.В. составлен акт проверки № 7-4625-16-ОБ/16/358/2 согласно которому выявлены нарушения требований п. 45 Правил ведение и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, специально уполномоченное лицо, ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, приказом (распоряжением) работодателя не назначено. В соответствии с рассматриваемой нормой ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возлагается на работодателя. В результате проведенной проверки установлено, что надлежащие учет и хранение трудовых книжек работников ТУ Росимущество в Пермском крае не обеспечил, трудовая книжка уволенному Евтушенко В.В. не выдана на день увольнения (требования ч.4 ст. 84.1 ТК РФ) по вине ТУ Росимущество в Пермском крае. Таким образом, виновным за невыдачу Евтушенко В.В. трудовой книжки в день увольнения является работодатель, который несет ответственность по ст. 234 ТК РФ (материал проверки, л.д. 6).
Согласно предписанию № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29.11.2016 г. государственный инспектор труда возложила на ТУ ФАУГИ в Пермском крае обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: п. 45 Правил ведение и хранения трудовых книжек…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 (ред. от 25.03.2013) назначить лицо, ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек в Управлении; ст. 234 ТК РФ – при выдаче Евтушенко В.В., трудовой книжки, возместить ему неполученный заработок за все время незаконного лишения его возможности трудиться.
Приказом ТУ ФАУГИ в Пермскому крае № 26-л от 10.04.2015 г. на должность начальника отдела делопроизводства, контроля и материального обеспечения ТУ ФАУГИ в Пермском крае с 13.04.2015 г. переведена Меледина Л.В. (материал проверки, л.д. 14).
В соответствии с п. 3.14 должностного регламента начальника отдела делопроизводства, контроля и материального обеспечения ТУ ФАУГИ в Пермском крае № 309 от 27.03.2015 г. последний осуществляет ведение, учет и хранение трудовых книжек, производит подсчет трудового стажа, выдает справки о трудовой деятельности работников управления (материал проверки, л.д. 8-13).
Из материала проверки следует, что трудовая книжка Евтушенко В.В. на момент увольнения в отделе делопроизводства, контроля и материального обеспечения ТУ ФАУГИ в Пермском крае отсутствовала. Трудовая книжка Евтушенко В.В. была передана и.о. заместителю руководителя ТУ ФАУГИ в Пермском крае Баеву А.Н. по устному запросу для ежегодной проверки правильности заполнения и ведения личных дел и трудовых книжек, которая обратно не возвращена.
11.10.2016 года ТУ ФАУГИ в Пермском крае направлен запрос в Управление Федеральной службы безопасности РФ по Пермскому краю № 05-16-8729 о возврате трудовых книжек работников ТУ ФАУГИ в Пермском крае для внесения записей организационно-штатных изменений (в т.ч. записей об увольнении работников).
На основании письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по Пермскому краю от 05.12.2016 г. № 4416, изъятые трудовые книжки работников ТУ ФАУГИ в Пермском крае, в т.ч. Евтушенко В.В. возвращены.
В соответствии с абзацем 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями абзаца 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В соответствии с разъяснением Верховного Суда РФ в определении от 10.01.2014 N 5-КГ13-146, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Выявленные в результате внеплановой документарной проверки в отношении ТУ ФАУГИ в Пермском крае нарушения трудового законодательства в части возмещения Евтушенко В.В. неполученного заработка за все время незаконного лишения его возможности трудится на основании ст. 234 ТК РФ в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, который подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
При таких обстоятельствах пункт 2 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29 ноября 2016 г. является незаконным, так как вынесен государственным инспектором труда по вопросу, не относящимся к его компетенции. В связи с чем, указанный пункт подлежит исключению из объема вмененных в вину ТУ ФАУГИ в Пермском крае нарушений.
Вместе с тем, п. 1 предписания, которым ТУ ФАУГИ в Пермском крае обязано назначить лицо ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, суд находит обоснованным.
Пунктом 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 225 от 16.04.2003, на работодателя возложена ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Следовательно вывод Государственного инспектора о необходимости назначения уполномоченного лица, приказом работодателя соответствует буквальному содержанию требования, изложенного в п. 45 Правил, а отсутствие такого приказа является нарушением данной нормы, на что обоснованно указано в акте проверки.
Доводы истца о наличии обязанности осуществлять ведение, учет и хранение трудовых книжек в должностном регламенте начальника отдела делопроизводства Мелединой Л.В. несостоятельны. Необходимость составить приказ (распоряжение) о назначении уполномоченного лица, ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек прямо предусмотрена п. 45 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 225 от 16.04.2003г. Включение соответствующей обязанности в должностные инструкции работника не соответствует требованию указанного пункта.
Признаков индивидуального трудового спора в нарушении, отраженном в п. 1 оспариваемого предписания не имеется.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично и признает незаконным п. 2 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29 ноября 2016г. В остальной части требований Территориального управления (о незаконности п. 1 Предписания) суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным п. 2 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № 7-4625-16-ОБ/16/358/3 от 29 ноября 2016г.
В остальной части требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае к Государственной инспекции труда в Пермском крае об оспаривании предписания Государственного инспектора труда в Пермском крае от 29 ноября 2016г. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: