Дело № 2-1-5219/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калуга 02 сентября 2021 года
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего Носова Д.В.
при секретаре Гришукове О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумаевой И. К., Шумаева К. М., Тамошайтене Г. А. к Городской Управе города Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, Кузьминой М. Ф., Кецлах Л. С. о признании постановлений органа местного самоуправления и сделок по распоряжению недвижимым имуществом недействительными, применении последствий их недействительности,
УСТАНОВИЛ:
17 декабря 2020 года истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании недействительным соглашения о перераспределении земель от 20 января 2020 года № 18-пр, постановления Городской Управы г. Калуги от 17 сентября 2019 года № 9684-пи, постановления Городской Управы г. Калуги от 16 августа 2018 года № 8545-пи об утверждении схемы расположения земельного участка; договора купли-продажи от 06 ноября 2018 года № 351 на земельный участок с кадастровым №, площадью 237 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> а также возложении обязанности снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым № площадью 352 кв.м. с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>
В обоснование требований истцы указали, что при перераспределении земельных участков не было учтено наличие у них прав на спорный земельный участок под домом; земельные участки были оформлены под строительство в исторической части города, где строить запрещено в силу Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; формированием земельных участков прекращен доступ к общим подземным коммуникациям (водопроводной трубе) собственникам <адрес>; также строительство на земельном участке 40:26:000322:681 угрожает разрушением не только объектов культурного наследия Федерального значения, но и принадлежащей истцам части дома.
В судебном заседании истцы Тамошайтене Г.А. и Шумаева И.К. требования поддержали.
Представители ответчиков по доверенностям Журавлева Е.Ю. и Степин Е.А., считая требования необоснованными, просили отказать в их удовлетворении.
Третье лицо Чернышова Т.Л. не возражала против удовлетворения иска.
Истец Шумаев К.М., третьи лица Управление Росреестра по Калужской области, Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области, Азарова Т.М., Азаров Е.В., Сорокин В.Г., Сорокина П.В., Чернышова Г.Н., извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела № 2-79/2008, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу положений ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закреплен общий принцип распределения обязанности по доказыванию, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 2 той же статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе; оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки; согласно п. 2 той же статьи, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в долевую собственность.
В судебном заседании установлено, что Шумаевой И.К., Шумаеву К.М. и Тамошайтене Г.А. принадлежит на праве собственности часть жилого дома по адресу: <адрес>, по 1/3 доле каждому.
Жилой <адрес> имеет кадастровый №, площадь 314,4 кв.м. Данная часть состоит из помещений первого, второго и третьего (мансарда) этажей.
Мансарда с мансардными окнами и балконом расположена над помещением № <адрес> <адрес>, собственниками которого являются Кузьмина М.Ф. и Кецлах Л.С.
На основании договора купли-продажи № 351 от 06 ноября 2018 года собственникам жилого помещения по адресу: <адрес> предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 237 кв.м., с видом разрешённого использования: под жилое помещение (часть жилого дома).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07 сентября 2018 года.
27 августа 2019 года на основании заявления ответчиков Кецлах Л.С. и Кузьминой М.В. изменен вид разрешенного использования земельного участка на вид - «для индивидуального жилищного строительства».
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 17 сентября 2019 года № 9684-пи физическим лицам утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 352 кв.м. с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 237 кв.м., с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности, и земель площадью 115 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <адрес>
15 октября 2019 года земельный участок с кадастровым номером № преобразован в земельный участок с кадастровым номером №, осуществлен его государственный кадастровый учет.
На основании соглашения о перераспределении земель от 20 января 2020 года № 18-пр ответчикам Кецлах Л.С. и Кузьминой М.Ф. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 40:26:000322:681 площадью 352 кв.м., с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>
10 марта 2020 года за указанными ответчиками зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, по 1/2 доле каждому.
Часть земельного участка, площадью 153 кв.м., входит в состав территории объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «Усадьба», 2-я половина ХIХ века, расположенного по адресу: <адрес>, относится к землям историко-культурного назначения.
Принадлежащий истцам балкон мансарды располагается над оформленным в собственность ответчикам земельным участком с кадастровым номером №.
Обращаясь в суд с иском, Шумаева И.К., Шумаев К.М. и Тамошайтене Г.А. указали, что формирование земельных участков с кадастровыми номерами 40:26№ произведено без согласования с ними; являясь собственниками третьего этажа части № <адрес> <адрес>, они имеют право на земельный участок под ним соответственно долям в праве собственности.
Между тем, как следует из материалов дела, на основании заявления Шумаевой И.К. от 26 июля 2011 года, действующей также в интересах Шумаева К.М. и Тамошайтене Г.А. постановлением Городской Управы г. Калуги от 01 сентября 2011 года № 4323-пи была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала №, площадью 91 кв.м. под частью жилого дома по адресу: <адрес> на заявителей возложена обязанность обеспечить установление границ земельного участка на местности, изготовление кадастрового паспорта земельного участка.
Постановлением Городской управы города Калуги от 25 декабря 2012 года № 15460-пи истцам по настоящему делу предоставлен из земель населенных пунктов в общую долевую собственность в равных долях бесплатно земельный участок площадью 91 кв.м., с кадастровым номером 40:26:000322:548, по адресу: <адрес> под частью жилого дома.
На основании акта приема-передачи № 36 от 29 января 2013 года Городской Управой города Калуги в собственность истцам передан земельный участок с кадастровым номером <адрес>
В проекции предоставленного земельного участка балкон мансарды истцами не учитывался.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела инвентарным делам с номерами 30152 и 6681 спорный земельный участок никогда не относился к части жилого <адрес>, а принадлежал соседнему дому, распложенному по адресу: <адрес>, один из собственников которого - Чернышова Т.Л. в судебном заседании подтвердила данное обстоятельство, сослалась на нарушение ее прав действиями ответчиков.
Истцы изложенное не оспаривали, также пояснили в судебном заседании, что дворовая территория относилась к дому № по <адрес> и оформить данную землю в свое пользование они не могли. Оформленная ответчиками земля никогда под их домом (№А по <адрес>) не находилась; всеми постройками, расположенными на спорном земельном участке пользовались собственники <адрес>.
Поскольку доказательств тому, что действия ответчиков несут угрозу правам и законным интересам истцов в материалы дела не представлено, при этом разрешение в ином порядке вопросов содержания и использования общего имущества жилого дома, а также инженерных коммуникаций, не исключается, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.