Дело № 2-732/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 09 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Космачевой О.В.,
при секретаре: Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосельцева Игоря Александровича к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по формированию земельного участка,
установил:
Новосельцев И.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом <адрес>. В обоснование требований указал, что ответчиком им неправомерно было отказано в формировании земельного участка в связи с отсутствием проекта планировки и проекта межевания данной территории.
Впоследствии исковые требования истцом уточнены и дополнены: просит также возложить обязанность на Администрацию г. Смоленска в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилом доме <адрес> и совершении действий по постановке данного участка на кадастровый учет.
Истец Новосельцев И.А. и его представитель Ивановский И.А. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и уточненном иске.
Ответчик Администрация г. Смоленска в судебное заседание своего представителя не представил, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика исковые требования не признала в полном объёме. В представленных возражениях указал на необоснованность заявленных требований (л.д.26-32, 69,77).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ч.2 ст.36 ЗК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года № 12-П ч.3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
По делу установлено, что Новосельцев И.А. является собственником <данные изъяты> жилого помещения <адрес> (л.д. 8).
Постановлением Администрации г. Смоленска №-адм от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому <адрес> (л.д. 6).
В настоящее время указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке, границы которого в установленном порядке не определены, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о формировании участка под домовладением (л.д. 15).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области отказал по причине отсутствия утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и межевания соответствующей территории (л.д.16).
При обращении с аналогичным требованием истца в Администрацию г. Смоленска, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано по причине отсутствия утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки, также указано о не включении земельного участка под указанным домом в целевую программу «Разработки документации по планировке и межеванию застроенных и подлежащих застройке территорий в г. Смоленске» на 2013-2015 год (л.д. 17).
Признание конкретного земельного участка объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует ст.11.1 ЗК РФ.
Нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ предусматривают необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, при котором осуществляются работы по межеванию, проведению кадастровых работ и государственному кадастровому учету.
Из приведенных выше законоположений (подп.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ч.2 ст.36 ЗК РФ, ст.16 упомянутого Закона) следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связан исключительно с формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, поэтому уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к решению вопроса об осуществлении процедуры формирования участка.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П).
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ, поэтому, учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, истцы вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе и в случае, отсутствия утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки и межевания территории.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст.46 ГрК РФ.
В силу ч.1 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Реализация права истца на формирование земельного участка под многоквартирным домом не может быть поставлена в зависимость от утверждения упомянутого выше проекта планировки и межевания, притом, что данный вопрос, разрешение которого зависит от воли соответствующего публичного органа (ст.ст.8, 41, 45, 46 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), может рассматриваться неопределенное время, в связи с чем, собственники помещений названного дома не могут нести риск негативных последствий такого бездействия.
Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не ограничивает право гражданина на формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенного на территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден. В этом случае уполномоченный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории и сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 марта 2015 года введена в действие статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с частью второй данной статьи распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно ст. 1, 40-41 Устава г. Смоленска на территории данного муниципального образования таким органом является Администрация г. Смоленска.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что жилой <адрес> является многоквартирным, а земельный участок под ним в установленном законом порядке не сформирован, принимая во внимание факт имевшего ранее обращения истца к ответчику по указанному вопросу, суд возлагает на Администрацию г. Смоленска обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу осуществить формирование земельного участка под названным домовладением (ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 №1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В соответствии с п.1 ст.290 ГК РФ, подп.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
По правилам действовавшего до 01.03.2015г. п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации и п.4 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) границы и размеры земельного участка подлежали установлению с учетом фактически используемой площади земельного участка, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.68 своего Постановления от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).
По правилам п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Истцом за свой счет в ООО ПКФ «Геодезия» в мае 2015 года была подготовлена схема расположения земельного участка (л.д. 54,55,61,93-98).
Доводы ответчика о невозможности формирования указанного участка в связи с расположением его в зоне П5 согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденным решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета от 28.02.2007 года № 490 (в ред. Решения от 09.11.2020 года, что не подразумевает его использования под многоквартирным домом, суд находит несостоятельным в связи с постройкой указанного многоквартирного дома на данном участке ранее - в 1973 году (л.д. 79-88).
Согласно ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
С учетом отсутствия оснований для отказа Администрации г. Смоленска в утверждении схемы расположения земельного участка исковые требования о возложении обязанности на Администрацию г. Смоленска в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилом доме <адрес> и совершении действий по постановке данного участка на кадастровый учет подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Новосельцева Игоря Александровича удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес>, включая постановку участка на государственный кадастровый учет.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить подготовленную ООО ПКФ «Геодезия» схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилом доме <адрес> и совершении действий по постановке данного участка на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020.
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД 67RS0002-01-2019-006714-49
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-732/2020