Дело № 2-1-4124/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при секретаре Малкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 30 июля 2020 года гражданское дело по иску ООО «Русфинанс Банк» к Мельникову Дмитрию М.И., Мельниковой М.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мельниковой А.А. и Мельникова М.А., о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество,
УСТАНОВИЛ:
07 мая 2020 года ООО «Русфинанс Банк» обратилось в суд с иском к Мельниковой М.И., Мельниковой А.А. и Мельникову Д.А. о взыскании задолженности по кредитному договору № в размере 93 347,56 рублей, заключенному с Мельниковым А.А. 23.10.2014 г., указав в обоснование требований, что заемщик Мельников А.А. умер. Ответчики являются наследниками заемщика, принявшими наследство, в связи с чем сумма задолженности по кредитному договору подлежит взысканию с ответчиков как с наследника умершего. Также истец просит обратить взыскания на заложенное по договору залога №№ от 23.10.2014 г. транспортное средство - автомобиль Митцубиси ASX, 2014 года выпуска, цвет черный, VIN №, путем продажи с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость в размере 673 666 рублей.
Представитель истца ООО «Русфинанс Банк» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Мельникова М.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мельниковой А.А. и Мельникова М.А., в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, между тем полагала, что задолженность по кредиту должна быть распределена между всеми наследниками за исключением Мельникова М.А., поскольку кредит Мельниковым А.А. оформлен до его рождения.
Ответчик Мельников Д.А. и его представитель по устному ходатайству Мельникова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признали, возражали против удовлетворения иска в части солидарной ответственности по долгам наследодателя, указав, что Мельникова М.И. являлась супругой умершего, кредит Мельниковым А.А. брался с целью покупки автомобиля для семьи, в связи с этим ответственность по долгам наследодателя Мельников Д.А. должен нести в долевом размере, с учетом доли супруги Мельниковой М.И.
Представитель третьего лица АО «СК МетЛайф» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданских дел №, №, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Исходя из содержания ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Судом установлено, что 23 октября 2014 года между ООО «Русфинанс Банк» и Мельниковым А.А. заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщику предоставлен кредит в сумме 629 827,03 рублей под 17% годовых на срок до 23 октября 2019 года включительно.
В тот же день между ООО «Русфинанс Банк» и Мельниковым А.А. заключен договор залога №, в соответствии с которым Мельников А.А. предоставил в залог ООО «Русфинанс Банк» приобретенный им на кредитные денежные средства автомобиль марки Митцубиси ASX, 2014 года выпуска, цвет черный, VIN №, двигатель номер BL8259.
Согласно п.2.1. договора залога залоговая стоимость автомобиля составила 833 990 рублей.
Согласно п.3.1. залогом имущества обеспечивается исполнение заемщиком Мельниковым А.А. обязательств по кредитному договору № от 23.10.2014 г.
ООО «Русифнанс Банк» в полном объеме исполнил свои обязательства по кредитному договору, предоставив денежные средства по вышеназванному кредитному договору.
Общая сумма предъявленной к взысканию задолженности по кредиту, согласно представленному истцом расчету, составляет 93 347,56 рублей.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан верным и арифметически правильным. Размер задолженности ответчиками не оспаривался.
Судом также установлено, что 20 декабря 2015 года Мельников А.А. умер.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст.1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч.1, 2 ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ст.1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Мельниковой М.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мельниковой А.А. и Мельникова М.А., к Мельникову Д.А. и Курочкиной Я.М. о признании права собственности на имущество в порядке наследования исковые требования Мельниковой М.И. удовлетворены. Судом постановлено признать за Мельниковой М.И. право на 4/30 доли, за Мельниковой А.А. право на 5/30 долей и за Мельниковым М.А. право на 5/30 долей в праве собственности на квартиру кадастровый номер №, общей площадью 58,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Указанным решением суда установлено, что наследниками к имуществу умершего Мельникова А.А. в силу ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его супруга Мельникова М.И. и трое детей - Мельникова А.А., Мельников М.А. и Мельников Д.А. (сын от первого брака), а также мать умершего Мельникова В.С.
Мельникова В.С. 20 января 2017 года умерла.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Мельникова Д.А. к Мельниковой М.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мельниковой А.И. и Мельникова М.А., Курочкиной Я.М. о признании права собственности в порядке наследования исковые требования Мельникова Д.А. удовлетворены. Судом постановлено: признать за Мельниковым Д.А. право собсвтенности на 5/30 долей в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 58,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом также установлено, что вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Мельникова Д.А. к Мельниковой М.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мельниковой А.А. и Мельникова М.А., о взыскании задолженности наследодателя по алиментам в пределах перешедшего к наследнику наследственного имущества, исковые требвоания Мельникова Д.А.Д.А. удовлетворены. Судом постановлено: взыскать с Мельниковой М.И. в пользу Мельникова Д.А. денежные средства в размере 66 241 рубль 72 копейки, что составляет 4/30 доли от суммы задолженности по алиментам Мельникова А.А., умершего 20 декабря 2015 года; взыскать с Мельниковой А.А. в лице законного представителя Мельниковой М.И. в пользу Мельникова Д.А. денежные средства в размере 82 802 рубля 15 копеек, что составляет 5/30 долей от суммы задолженности по алиментам Мельникова А.А., умершего 20 декабря 2015 года; взыскать с Мельникова М.А. в лице законного представителя Мельниковой М.И. в пользу Мельникова Д.А. денежные средства в размере 82 802 рубля 15 копеек, что составляет 5/30 долей от суммы задолженности по алиментам Мельникова А.А., умершего 20 декабря 2015 года.
Таким образом, наследниками, принявшими наследство после смерти Мельникова А.А., в силу ст.1142 ГК РФ являются супруга Мельникова М.И., сын Мельников М.А., дочь Мельникова А.А., сын Мельников Д.А.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из разъяснений, содержащихся в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (п. 58). Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее) (п. 61).
Поскольку судом установлено, что ответчики приняли наследство после смерти Мельникова А.А., следовательно, они отвечают по долгам наследодателя в солидарном порядке в пределах стоимости перешедшего к ним имущества, том числе и несовершеннолетний Мельников М.А.
Учитывая, что смерть должника не повлекла прекращение кредитного обязательства, которое неразрывно не связано с личностью последнего (ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), а после открытия наследства, ответственным за неисполнение обязанностей должника стали наследники последнего, которые приняли наследство после его смерти, при этом принятое ими наследство превышает сумму задолженности, следовательно, суд приходит к выводу о том, что образовавшаяся сума задолженности по кредитному договору № от 23 октября 2014 года в размере 93 347,56 рублей подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.
Доводы ответчика Мельникова Д.А. о том, что кредитные обязательства по рассматриваемому спору являются совместным долгом супругов, в связи с чем при расчете суммы, подлежащей взысканию с каждого из ответчика, подлежит выделение доли кредитного обязательства супруги Мельниковой М.И. в размере 1/2 неоплаченного кредита, в связи с чем солидарной ответственности в данном случае не имеется, суд полагает необоснованным, поскольку стороной по кредитному договору между ООО «Русфинанс Банк» являлся Мельников А.А.
Согласно ст. 391 ГК РФ, перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.
Доказательств того, что ООО «Русфинанс Банк» дал такое согласие, суду не представлено.
Кроме того, доводы ответчиков о том, что в данном случае невозможно применение солидарной ответственности на всю сумму задолженности, основан на неверном толковании норм материального права.
Долги супругов, согласно ч.3 ст.39 СК РФ, подлежат разделу лишь при разделе общего имущества, который предметом спора не являлся, а фактов, свидетельствующих о том, что такой раздел имел место, представлено не было, правовых оснований для уменьшения суммы задолженности, подлежащих взысканию с ответчиков не имеется.
Достаточных доказательств в подтверждение доводов Мельникова Д.А. о том, что предоставленный ООО «Русфинанс Банк» кредит является общим долгом супругов и после смерти Мельникова А.А. автомобилем пользуется Мельникова М.И., в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, с учетом стоимости наследственного имущества, принятого наследниками, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и взыскании с ответчиков в солидарном порядке в пользу ООО «Русфинанс Банк» задолженности по кредитному договору от 23 октября 2014 года в размере 93 347,56 рублей.
Судом также установлено, что согласно карточке учета транспортного средства, представленной УГИБДД УМВД России по Калужской области, указанный автомобиль на праве собственности принадлежит Мельникову А.А.
Согласно пункту 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
В силу статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 350 названного Кодекса реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов.
В силу части 2 статьи 89 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.
Согласно представленному истцом заключению ООО «ФинКейс» о среднерыночной стоимости автотранспортного средства Мельникова А.А., рыночная стоимость транспортного средства – Митцубиси ASX, 2014 года выпуска, цвет черный, VIN №, составляет 637 666 рублей.
Ответчики указанную в заключении ООО «ФинКейс» стоимость транспортного средства не оспаривали, с рыночной стоимостью транспортного средства, определенной экспертом, согласились.
Исходя из изложенного, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца об обращении взыскания на заложенное имущество, принадлежащее Мельникову А.А. – автомобиль Митцубиси ASX, 2014 года выпуска, цвет черный, VIN №, путем продажи в публичных торгов с установлением начальную стоимость в размере 637 666 рублей.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца с ответчиков подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ 23 ░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░ 93 347,56 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 9 000,43 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № № ░░ 23 ░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ASX, 2014 ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, VIN №, ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 673 666 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.