Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-824/2019 ~ М-746/2019 от 16.08.2019

В окончательной форме изготовлено 07.11.2019 года

УИД:              Дело № 2-824/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышлов                                                    30 октября 2019 года

Камышловский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Л.А. Афанасьевой,

при секретаре Ошиваловой С.В.,

с участием: помощника Камышловского межрайонного прокурора Смирновой Н.В.,

представителя ответчика Несытых М.Н., действующей по доверенности,

представителя третьего лица Старыгина О.А., действующего по доверенности от 21.01.2019 № 111-15-11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее - ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в обоснование иска указал, что в ходе проверки состояния законности Камышловской межрайонной прокуратурой с участием представителя ОНД и ПР Камышловского ГО Камышловского МР Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ СИЗО-4) выявлены нарушения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности.

В частности, установлены следующие нарушения.

В банно-прачечном комбинате:

1. в помещениях сушки и глажки белья автоматическая пожарная сигнализация находится в неподключенном состоянии. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 83, 84;

2. над дверями эвакуационного выхода световое табло, обозначающее запасной выход, находится в неисправном состоянии. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 33;

3. огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 70, п. 478.

В режимном корпусе № 3:

1. огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 70, п. 478;

2. аккумуляторная батарея приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61;

3. помещения камер содержания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 г. ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 83, 84; НПБ 110-03 п. 4, 19, табл. 1; НПБ 88-2001 прил. 12, п. 3;

В секцииобслуживания хозяйственного обеспечения:

1. помещения секции не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 83, 84; НПБ 110-03 п. 4, 19, табл. 1; НПБ 88-2001 прил. 12, п. 3;

2. огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 70, п. 478;

3. огнетушителям не присвоены порядковые номера. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 475.

В режимном корпусе № 2:

1. огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 70, п. 478;

2. в комнате хранения личных вещей расположенной на втором этаже корпуса отсутствуют таблички с обозначением категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Основание П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 20;

3. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не проверены на работоспособность, с составлением соответствующего акта. Основание П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 55;

4. в подвале корпуса электрощитовая эксплуатируется без сертифицированных противопожарных дверей с требуемым пределом огнестойкости. Основание: ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 88; СНиП 21-01-97* п. 7.4; ПУЭ-7 п. 7.1.28; СП 4.13130.2013 п. 5.2.6;

5. из второго этажа корпуса отсутствует запасной эвакуационный выход. Основание: СНиП 21-01-97 п. 6.9* пп Б, п. 6.13, п. 6.14; ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 89 п. 3, 11;

6. в коридоре второго этажа корпуса привысоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения с перилами. Основание: СНиП 21-01-97 п. 6.28*;

7. помещения камер содержания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 года ст. 83, 84; НПБ 110-03 п. 4, 19, табл. 1; НПБ 88-2001 прил. 12, п. 3.

В помещении пищеблока:

1. огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации. Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 70, п. 478;

2. на дверях суточного склада отсутствует табличка с обозначением категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Основание П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 20;

3. электрощитовая эксплуатируется без сертифицированных противопожарных дверей с требуемым пределом огнестойкости. Основание: ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 88; СНиП 21-01-97* п. 7.4; ПУЭ-7 п. 7.1.28; СП 4.13130.2013 п. 5.2.6.

Кроме того, в нарушение ч. 7 ст. 83 ФЗ-123 от 22.07.2008 на объекте защиты отсутствует система пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. Ранее Камышловской межрайонной прокуратурой проводилась аналогичная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в СИЗО-4, по результатам которой 30.04.2019 в адрес начальника СИЗО-4 внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, ранее выявленные нарушения в полном объеме не устранены. Несоблюдение выше указанных требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях данного учреждения. Руководствуясь ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 28, 45, 139, 140, 141, 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст.6, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», просит обязать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Определением суда от 14.10.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) и Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

В судебном заседании Камышловский межрайонный прокурор в письменном заявлении просит прекратить производство по делу в части, поскольку часть исковых требований исполнены ответчиком добровольно до судебного заседания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований об устранении нарушений пожарной безопасности прекращено в связи с отказом истца от исковых требований, а именно, в части исковых требований в банно-прачечном комбинате: в помещениях сушки и глажки белья подключить автоматическую пожарную сигнализацию находится; привести в исправное состояние световое табло, обозначающее запасной выход над дверями эвакуационного выхода; в секцииобслуживания хозяйственного обеспечения: огнетушителям присвоить порядковые номера; в режимном корпусе : в комнате хранения личных вещей, расположенной на втором этаже корпуса, установить таблички с обозначением категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В коридоре второго этажа корпуса привысоте лестниц более 45 см установить ограждения с перилами; в помещении пищеблока: на дверях суточного склада установить табличку с обозначением категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Смирнова Н.В. исковые требования поддержала с учетом уже устраненных ответчиком нарушений требований пожарной безопасности, просит иск удовлетворить в той части, в которой они не исполнены. Срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности 6 месяцев полагала достаточным и разумным, поскольку о выявленных нарушениях ответчику известно с момента их выявления в ходе аналогичной проверки в апреле 2019 года.

Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Несытых М.Н. в судебном заседании иск признала частично, суду пояснила, чтоучреждение финансируется из федерального бюджета. Денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в период с 2017 по 2019 гг. учреждению не выделялись. Руководством учреждения постоянно в ГУФСИН России по Свердловской области направляются заявки на выделение денежных средств. Также по результатам проверки проведенной Камышловской межрайонной прокуратурой с участием МЧС России были направлены заявки на переосвидетельствование огнетушителей в количестве 100 штук на дальнейшую пригодность к эксплуатации; на приобретение аккумуляторной батареи для приемно-контрольных приборов автоматической пожарной сигнализации; осуществление проверки пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность; на приобретение сертифицированных противопожарных дверей в количестве 2 штук. Всего необходимо для устранения вышеназванных нарушений 72 000 руб. Денежные средства из средств федерального бюджета до настоящего времени в СИЗО-4 не поступали. Возражает против удовлетворения п.3 указанных в иске нарушений, выявленных в режимной корпусе № 3, поскольку оборудование помещения камер режимных корпусов автоматической пожарной сигнализацией не предусмотрено ведомственными нормативно-правовыми актами. В соответствии с требованиями п. 3 НПБ 110-03 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений, с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14-19, 26-29, 32-38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями. Так же в соответствии с п. 10 вышеназванного закона здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Согласно пункта 5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от 31.05.2005 № 222, в зданиях и сооружениях следует защищать АПС все помещения независимо от площади, кроме камер следственных изоляторов, помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.). Нарушение требований пожарной безопасности в виде отсутствия на втором этаже режимного корпуса запасного эвакуационного выход в настоящее время не представляется возможным устранить, так как необходимо разработать проектную документацию на проведение реконструкции здания административно-режимного корпуса № 2. Соответствующие заявки направлены в отдел капитального строительства ГУФСИН с просьбой проработать вопрос проектирования и выделения денежных средств на строительство эвакуационного выхода из второго этажа административно-режимного корпуса №2. Последнее требование иска об установлении на объекте защиты системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта удовлетворению не подлежит, поскольку установленная в учреждении система пожарной безопасности в настоящее время уже обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурной части учреждения, кроме того, следственный изолятор не относится к зданиям с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, установленный ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Таким образом, администрацией учреждения принимаются все необходимые меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, но в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета устранить нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не представляется возможным. Просит в удовлетворении иска в части возложения обязанности оборудовать помещения камер содержания автоматической пожарной сигнализацией и установлении на объекте защиты системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта отказать, в остальной части исковых требований в связи с недостаточным финансированием учреждения из федерального бюджета, отсутствием собственных денежных средств, а также с разработкой проектной документации на реконструкцию второго этажа корпуса в связи с отсутствием эвакуационного выхода рассмотреть возможность устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок не менее 12 месяцев.

Представитель ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России Хусаинова А.И. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск указала, что в компетенцию ГУФСИН не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п. 1 ст. 158 БК РФ. ГУФСИН также не является собственником в отношении имущества учреждения, следовательно, на ГУФСИН обязанность по предоставлению денежных средств СИЗО-4 не может быть возложена. Считают неправомерным обязать ФСИН, ГУФСИН довести до ФКУ СИЗО-4 лимиты бюджетных средств в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, так как на ФСИН и ГУФСИН не возложена обязанность финансирования подведомственных учреждений. Хотя ответчики и являются, согласно Бюджетного кодекса РФ, распорядителем и главным распорядителем бюджетных средств, но только в том случае, если данные лимиты денежных средств (ЛБО) имеются в наличии. При отсутствии же ЛБО ответчики не несут ответственности за недостаточность денежных средств. Обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Министерство финансов РФ, а не на территориальные органы, выступающие от имени публично-правовых образований. К тому же деятельность ФКУ СИЗО-4 по пожарной безопасности зависит от лимитов бюджетных средств, выделяемых из средств федерального бюджета, иных источников финансирования у учреждений не имеется. Поскольку решение вопроса об устранении требований федерального законодательства в области пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-4 зависит от соответствующего финансирования из средств федерального бюджета, а органы прокуратуру и суд, в свою очередь, не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и из подведомственных учреждений либо подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Старыгин О.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, на возражения ответчика пояснил, что при рассмотрении требований оборудовать камеры содержания автоматической пожарной сигнализацией необходимо руководствоваться требованиями п. 4, 19 НПБ 110-03, табл.1, НПБ 88-2001 п. 3 приложения 12. Если руководствоваться ведомственным Приказом ФСИН России № 222 от 31.03.2005, то необходимо обратиться к п. 6.1 Таблицы № 1, в которой указано, что независимо от площади, общежития подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией, поскольку места содержания осужденных могут быть приравнены к общежитиям. В отношении последнего требования иска, пожарной сигнализации, выведенной в помещение дежурного персонала, недостаточно, необходимо также дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, независимо от участия работников объекта.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положениями ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по осуществлению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, не допускать их использование не по назначению.

На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на объекте, в том числе несут собственники имущества.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Камышловской межрайонной прокуратурой с участием представителя ОНД и ПР Камышловского ГО Камышловского МР Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в ходе проверки состояния законности в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения требований федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ), от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ-123 от 22.07.2008), постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее по тексту ПП № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ), строительные нормы и правила Российской Федерации № 21-01-97 (далее по тексту СНиП № 21-01-97).

В ходе проверки установлено, что содержание арестованных и осужденных в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области не отвечает положениям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, предусматривающим право граждан на благоприятные условия проживания, а именно бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В нарушение п.п. 70, 478 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение объекта защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей, в банно-прачечном комбинате, в режимном корпусе № 2, в режимном корпусе № 3, в секцииобслуживания хозяйственного обеспечения, в помещении пищеблока ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области огнетушители не переосвидетельствованы на дальнейшую пригодность к эксплуатации.

Как следует из п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, в режимном корпусе № 3 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области аккумуляторная батарея приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии.

В секцииобслуживания хозяйственного обеспечения помещения секции не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС), а в режимном корпусе № 2 и режимном корпусе № 3 помещения камер содержания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Основание: П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 83, 84; НПБ 110-03 п. 4, 19, табл. 1; НПБ 88-2001 прил. 12, п. 3).

При этом ссылки ответчика на положения п. 5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от 31.05.2005 № 222, согласно которым камеры следственных изоляторов, помещения с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.) не подлежат защите АПС, судом не могу быть приняты во внимание, поскольку в данной части противоречат требованиям П/П № 390 от 25.04.2012 ППР в РФ п. 61; ФЗ-123 от 22.07.2008 ст. 83, 84; НПБ 110-03 п. 4, 19, табл. 1; НПБ 88-2001 прил. 12, п. 3; предусматривающим требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 ФЗ-123 от 22.07.2008, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться подачей световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещениях с постоянным или временным пребыванием людей.

Как следует из п.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (часть 4).

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (часть 5).

Кроме того, в соответствии с п. 5.1 СП 3.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Пунктом 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", предусмотрено обязательное обеспечение исправности, своевременного обслуживания и ремонта источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организация проведения проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

В нарушение вышеуказанных норм, в режимном корпусе № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской областипожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не проверены на работоспособность, с составлением соответствующего акта

Согласно п. 1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Как установлено проверкой в режимной корпусе № 2 ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области, в нарушение п. 3, 11 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 п. 6.9* п.п Б, п. 6.13, п. 6.14, отсутствует запасной эвакуационный выход из второго этажа корпуса.

Согласно п. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Пунктами 5.14, 7.4 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7) противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Пунктом 5.2.6. СП 4.13130.2013 предусмотрено, что в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Вместе с тем в подвале режимного корпуса № 2 и в помещении пищеблока электрощитовые эксплуатируются без сертифицированных противопожарных дверей с требуемым пределом огнестойкости.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение части 7 статьи 83 Технического регламента дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, предусматривается для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), на объекте защиты отсутствует система пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.

Возражения ответчика против удовлетворении иска в части требований об обязании оборудовать помещения камер содержания режимных корпусов № 2 и № 3 автоматической пожарной сигнализацией и установить на объекте защиты систему пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт пожарной охраны без участия работников объекта, судом во внимание не принимаются, поскольку за указанные нарушения требований пожарного законодательства постановлением должностного лица ОНД и ПР Камышловского ГО Камышловского МР Пышминского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области юридическое лицо - ФКУ «СИЗО-4» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу.

Длительное не исполнение ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области возложенных на него законом обязанностей по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану осужденных, является бездействием, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией Российской Федерации и нормами Международного права, в связи с чем суд находит обоснованным удовлетворение исковых требований прокурора.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Статьями 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.

Из норм Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, Устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области следует, что по обязательствам казенного предприятия субсидиарную ответственность несет Федеральной службы исполнения наказаний России и ГУФСИН России по Свердловской области.

Уставом ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области предусмотрено, что имущество является федеральной собственностью.

Согласно подп. 6. п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Исходя из изложенного, именно ФСИН России обязан решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.

Выявленные в ходе проверки нарушения содержания арестованных и осужденных в ФКУ «СИЗО-4» не отвечают положениям статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливающих требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров.

Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области в неосуществлении мер по организации противопожарных мероприятий на объекте защиты, а также наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.

Доводы ответчика об отсутствии достаточных денежных средств для устранения нарушений не свидетельствуют о незаконности заявленных исковых требований и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области.

Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений пожарного законодательства - 6 месяцев, отвечает требованиям разумности, поскольку данные нарушения были установлены в ходе проверки 25.07.2019. Начало течения данного срока истцом обоснованно заявлено с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

В банно-прачечном комбинате:

- переосвидетельствовать огнетушители на дальнейшую пригодность к эксплуатации.

В режимном корпусе № 3:

- переосвидетельствовать огнетушители на дальнейшую пригодность к эксплуатации;

- привести в исправное состояние аккумуляторную батарею приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации;

- оборудовать помещения камер содержания автоматической пожарной сигнализацией.

В секцииобслуживания хозяйственного обеспечения:

- оборудовать в полном объеме помещения секции автоматической пожарной сигнализацией;

- переосвидетельствовать огнетушители на дальнейшую пригодность к эксплуатации.

В режимном корпусе № 2:

- переосвидетельствовать огнетушители на дальнейшую пригодность к эксплуатации;

- проверить пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность, с составлением соответствующего акта;

- установить в подвале корпуса электрощитовая сертифицированные противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости;

- оборудовать из второго этажа корпуса запасной эвакуационный выход.

- помещения камер содержания оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

В помещении пищеблока:

- переосвидетельствовать огнетушители на дальнейшую пригодность к эксплуатации.

- установить в электрощитовой сертифицированные противопожарные двери с требуемым пределом огнестойкости.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу установить на объекте защиты систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.

Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд.

Председательствующий                                                                                 Л.А. Афанасьева

2-824/2019 ~ М-746/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камышловский межрайонный прокурор
Ответчики
ФКУ СИЗО-4
Другие
ОНД и ПР КАмышловского ГО
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
Афанасьева Лада Александровна
Дело на странице суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
16.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2019Передача материалов судье
20.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
07.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Дело оформлено
21.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее