Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-705/2019 ~ М-147/2019 от 10.01.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МБОУ «Школа №70 имени Героя Советского Союза А.В.Мельникова» г.о.Самара к ГУ МЧС России по Самарской области, Отделению отдела надзорной деятельности г.о.Самара управления надзорной деятельности по Самарской области о признании незаконным предписания органа пожарного надзора,

УСТАНОВИЛ:

МБОУ «Школа №70 имени Героя Советского Союза А.В.Мельникова» г.о.Самара обратилось в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском к ГУ МЧС России по Самарской области, Отделению отдела надзорной деятельности г.о.Самара управления надзорной деятельности по Самарской области о признании незаконным предписания органа пожарного надзора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом <данные изъяты> - начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы майором внутренней службы Постниковым А.А. в отношении административного истца вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Предписание получено МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Финансирование данного учреждения осуществляется из бюджета г.о.Самара. Статус заявителя как образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета. Выявленное административным органом нарушение требует значительных финансовых затрат учреждения. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности – ДД.ММ.ГГГГ не учитывает отсутствие в бюджете г.о.Самара на ДД.ММ.ГГГГ финансовых средств на устранение нарушения. Отсутствие финансовых средств подтверждается копией муниципального задания, выданного МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова». При привлечении заявителя к ответственности по указанным нарушениям административным органом не был исследован вопрос о наличии у заявителя реальной возможности исполнить требования Правил пожарной безопасности. В условиях недостаточного финансирования у образовательного учреждения отсутствовала возможность соблюдения всех правил и норм пожарной безопасности. Тем не менее, руководством школы предпринимались все зависящие от него меры, направленные на получение денежных средств. Нарушения обусловлены постройкой здания по нормам, действовавшим в предыдущие периоды времени, здание построено и введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается техническим паспортом на здание. В предписании инспектор Пожнадзора ссылается на нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97*. Однако согласно п.1.1. СНиП 21-01-97* - настоящие нормы и правила устанавливают общие требования пожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее – зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Следовательно, указанный СНиП подлежит применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. Согласно п.1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п.8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве, основные положения», которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Считают, что соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу п.4.3 данных Правил и п.8.5 СНиП 10-01-94, принадлежали применению лишь в ходе реконструкции или ремонта здания. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенное должностным лицом <данные изъяты> – начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы <данные изъяты> майором внутренней службы Постниковым А.А.

Впоследствии к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Департамент образования Администрации г.о.Самара и должностное лицо - начальник отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы <данные изъяты> области Постников А.А.

В судебном заседании представитель административного истца МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» Косилова Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика <адрес> по доверенности Трондина Н.И. возражала против удовлетворения административного иска по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента образования Администрации г.о.Самара по доверенности Иванова В.В. административный иск поддержала.

Должностное лицо начальник отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы <данные изъяты> Постников А.А. в судебном заседании просил административный иск оставить без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Постниковым А.А. в отношении административного истца вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание получено МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» ДД.ММ.ГГГГ.

С административным иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленных сроков для обращения в суд.

Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется ст. 41, 42, 45 Конституции РФ и другими законодательными актами.

Согласно ст.17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под «пожарной безопасностью» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; «требования пожарной безопасности» - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; «нарушение требований пожарной безопасности» - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; «противопожарный режим» представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Закон N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

В пункте 6 Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» указано, что органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, руководителей органов местного самоуправления, собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностных лиц, граждан.

Из материалов дела усматривается, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование документов, объекта заявителя МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова», расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам вышеуказанной проверки был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведенного обследования были установлены следующие нарушения:

Отсутствует второй эвакуационный выход из помещения младшей группы, (нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля № 390 п. 33, Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53, СП 1.13130.2009 п. 5.2.12, СНиП 21-01-97* п. 6.12*).

Ширина запасного эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 1,2 м в свету (фактически 0,81 м). (нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля № 390 п. 33, Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53, СП 1.13130.2009 п. 5.2.14, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

Ширина запасного выхода из помещений старшей группы менее 1,2 м в свету (фактически 0,58 м). (нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля № 390 п. 33, Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53, СП 1.13130.2009 п. 5.2.14, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

    Ширина основного выхода из помещений старшей группы менее 1,2 м в свету (фактически 0,68 м). (нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля № 390 п. 33, Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53, СП 1.13130.2009 п. 5.2.14, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

Ширина основного выхода из помещений младшей группы менее 1,2 м в свету (фактически 0,68 м). (нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля № 390 п. 33, Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 53, СП 1.13130.2009 п. 5.2.14, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

Административный истец не отрицал, что выявленные нарушения имеют место быть, однако их устранение требует значительных финансовых затрат.

Меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и др.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно требованиям ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 2, ст. 4 Федерального Закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с п. 5, ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Федеральный Закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» предусматривает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение исполнение бюджета городского округа, а также контроль за его исполнением. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ч.6 ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходу на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Как установлено судом, учредителем школы является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа Самара (Департамент образования). Однако образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм техники безопасности, охраны труда и здоровья, санитарно-гигиенических и противопожарных правил в пределах имеющихся финансовых средств.

Согласно п. 3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о.Самара», утвержденного решением Думы г.о.Самара, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета г.о.Самара до 01 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о.Самара (в том числе и Департамент образования Администрации городского округа Самара) представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

Как следует из материалов дела, на необходимость устранения нарушений требований пожарной безопасности административному истцу указывалось в выносимых ОНД г.о.Самары Управления надзорной деятельности и профилактической работы <данные изъяты> предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что во исполнение требований указанных предписаний, директором школы направлялись заявления руководителю Департамента образования Администрации г.о.Самары о выделении денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, частично предписания пожарного надзора ОНД г.о.Самара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области были исполнены.

Вместе с тем, допущенные административным истцом нарушения противопожарного законодательства носят длящийся характер, которые на момент разрешения данного спора в полном объеме не устранены.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Согласно положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Таким образом, МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова», будучи лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечило соблюдение требований пожарной безопасности объекта.

Установленный предписанием срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям разумности.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств иных нарушений прав заявителя, суду представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод административного истца о невозможности соблюдения противопожарных норм и правил в связи с недостаточным финансированием из бюджета не может являться основанием невыполнения законного требований пожарного надзора, поскольку указанное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от ответственности по принятию мер, направленных на проведение противопожарных мероприятий и устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности.

Доводы административного истца о том, что административное здание введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, по мнению заявителя, должны применяться ранее действовавшие требования, не состоятелен.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу ст.ст. 3 и 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

При этом в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Вместе с тем, поскольку МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» вменено нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации помещений, утверждение административного истца об отсутствии обязанности устранить указанные выше нарушения по причине постройки и введения здания в эксплуатацию в 1959 году не может быть принято во внимание, поскольку выполнение требований оспариваемого предписания возможно без финансовых затрат, путем снижения количества одновременного пребывания детей в группе до 10 человек, тогда необходимости приведения ширины выходов из помещений групп к размеру не менее 1,2 м в свету и устройства дополнительных эвакуационных выходов не требуется. Таким образом, при таких обстоятельствах, для устранения нарушений, указанных в предписании, не требуется проведение капитального ремонта строения, проведения реконструкции и переустройства.

Доводы стороны административного истца о том, что вмененные в вину школе нарушения требований пожарной безопасности не могут быть предъявлены к объектам защиты 1959 года постройки, т.е. до установления данных требований технических регламентов пожарной безопасности, судом также отклоняются, поскольку в силу вышеуказанных требований пожарного законодательства пожарная безопасность должна быть обеспечена руководителем организации в соответствии с действующими в настоящее время требованиями пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах, суд признает обоснованным и правомерным вынесение пожарным инспектором МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» предписания об устранении выявленных нарушений противопожарных правил.

То обстоятельство, что бюджетные средства на финансирование мероприятий по выполнению данных требований уполномоченного органа Департаментом образования школе не выделены, не свидетельствует о незаконности обжалуемого предписания, направленного на необходимость проведения мероприятий по их финансированию, в ином случае, возможность выделения на указанные цели бюджетных средств будет исключена.

        В соответствии с ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие соответствуют нормативным правовым актам и права, свободы и законные интересы административного истца не были нарушены.

        При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом по делу требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление МБОУ «Школа имени Героя С. С. А.В.Мельникова» г.о.Самара к ГУ МЧС России по Самарской области, Отделению отдела надзорной деятельности г.о.Самара Управления Надзора деятельности по Самарской области о признании незаконным предписания органа пожарного надзора - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019 года.

Судья                (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-705/2019 ~ М-147/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МБОУ " Школа № 70 имени Георгия Советского Союза А.В. Мельникова" г.о. Самара
Ответчики
Главное управление МЧС России по Самарской области
Отделение отдела надзорной дейтельности г.о. Самара Управления Надзора деятельности по Самарской области
Другие
Постников Александр Александрович
Департамент образования Администрации г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
10.01.2019Регистрация административного искового заявления
10.01.2019Передача материалов судье
11.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
31.01.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.02.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее