Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-973/2012 ~ М-1092/2012 от 10.07.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2012 года                        город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***» *** от ***, выданное администрацией города Ессентуки Асланову Г.И. и Мусаеляну С.С., возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на строительство.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.

В результате проверки установлено, что *** заместителем главы администрации города Ессентуки В.В. Асланову Г.И. и Мусаеляну С.С. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***» ***.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 33 - ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях ч. 3 ст. 96 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 26 - ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального

значения и об утверждении положений об этих курортах», город Ессентуки признан курортом федерального значения.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 17.01.2006 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», границы зон и режим округа горно - санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Чапаева, д. 65 входит во вторую зону горно - санитарной охраны города - курорта Ессентуки, границы которой установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Кроме того, действующее законодательство, а именно, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Ессентуки. В связи с этим, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Ессентуки, подлежит государственной экологической экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города - курорта Ессентуки (исх. *** от ***) заключение государственной экологической экспертизы застройщиками - Аслановым Г.И. и Мусаеляном С.С. с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию города - курорта Ессентуки не предоставлялось.

В ходе проверки получены сведения из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК о том, что государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***» не проводилась.

Выдача органом местного самоуправления - администрацией города -курорта федерального значения Ессентуки разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***» № *** от *** в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям названных норм закона.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***», в границах второй зоны горно - санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управление архитектуры и Градостроительства администрации города Ессентуки.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росприроднадзора по ***.

Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем, а также пояснил, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно о том, что Асланову Г.И. и Мусаеляну С.С. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ***» № *** в ***, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, таким образом, срок на обращение в суд с указанным заявлением не пропущен.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Ессентуки по доверенности Дусев В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, пояснив, что в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995г «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы проектной документации предусмотрено в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экологическая экспертиза (в редакции Федерального чакона №75-ФЗ от 16.05.2008г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится в отношении объектов строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также в отношении проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 и V класса опасности независимо от категории земель, на которых планируется осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта таких объектов.

Действующее земельное законодательство Российской Федерации (статья 7 Земельного кодекса РФ) подразделяет все земли Российской Федерации на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования, в связи с чем, любой земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Кроме того, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий и объектов отнесены к самостоятельной категории земель.

К категории «земли поселений» законодатель, согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ относит земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Кроме того, пунктом 2 статьи 82 Земельного кодекса РФ основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов.

В соответствии со статьями 32 Федерального закона РФ №33-Ф3 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» и 1 Федеральной: закона РФ №26-ФЗ от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границей лечебно-оздоровительных местности, курорта федерального значения (особо охраняемой природной территории) является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Исходя из вышеизложенного следует, что земли различных категорий должны быть разграничены и им устанавливаются различные правовые режимы использования (разрешенные виды использования).

Однако в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов Российской Федерации встречается множество случаев «формального» наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые «якобы одновременно» являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов.

Очевидно, что при определении режима использования земель «формально» расположенных одновременно на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов, возникают правовые противоречия - режимы использования земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных, объектов исключают существование их в одних и тех же границах.

Вышеуказанные правовые противоречия устраняются (регулируются) нормами, установленными действующим земельным законодательством РФ, а именно, нормой пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Земельного кодекса РФ.

Исходя из вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ следует, что в случаях, когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

Следовательно, требования Федерального закона №75-ФЗ о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство или реконструкцию которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории.

Постановление СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (1 - зона строгого режима, 2 - зона ограничений, 3 - зона наблюдения).

Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных, территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 03.12.2001 №196-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно- санитарной охраны или округа санитарной охраны.

Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.12.2006 № 232- ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст. 4).

В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте.

Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 № 909, от 19.07.2006 № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработанное Правительством во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях».

В п. 18 Положения установлено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Понятие земель поселения содержится в статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. При этом в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами наряду с прочим к производственным территориальным зонам (пункт 3 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации), земельный участок по *** в *** относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта.

При этом доказательства, свидетельствующие о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом данного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном, ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, в материалы дела не представлено.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий.

В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли населенных пунктов, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон.

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 данного кодекса.На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований отказать.

Заинтересованные лица Асланов Г.И., Мусаелян С.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, просили суд в удовлетворении заявления Ставропольского межрайонной природоохранного прокурора отказать, применить срок исковой давности, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.

Представитель заинтересованного лица Мусаеляна С.С. по доверенности Колесникова Н.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, а также пояснила, что при обращении в УАиГ г. Ессентуки для получения разрешения на строительство Мусаелян С.С. и Асланов Г.И. предоставили пакет документов, предусмотренный ст. 51 ГК РФ. В составе проекта имеются следующие разделы: схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения, технологические решения системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, замену участка наружных сетей водопровода, системы водоснабжения и водоотвода, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловые сети, сети связи, технологические решения, проект организации строительства, перечень мероприятий по охране окружающей среды,мероприятия по обоеспечению пожарной безопасности и по обеспечению доступа инвалидов, а также отчет о результатах инженерно-геологических изысканий, перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, Мусаелян С.С. представил все необходимые документы, предусмотренные ст. 51 ГК РФ, за исключением заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектным материалам.

Вместе с тем, Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» упразднена экологическая экспертиза и введена государственная экспертиза.

Часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Части 2 и 3 названной статьи устанавливают случаи, когда государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства не проводится. При этом часть 2 содержит перечень объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится. Данный перечень включает в себя, в том числе, многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (пункт 3 части 2).

Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации строящийся объект капитального строительства государственной экспертизе не подлежит, и требования Прокурора о недействительности разрешения на строительство и его отмене в виду отсутствия экологической экспертизы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Мусаеляна С.С.

Кроме того, в настоящем деле прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц. Строительство объекта начато 22.03.2012 года, о чем было известно всем лицам, чьи интересы указанным строительством могли бы быть затронуты. Согласно ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления предусмотрен в три месяца. Как видно, заявление прокурора подано за пределами установленного законом трехмесячного срока.

На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявления Ставропольского межрайонной природоохранного прокурора отказать, применить срок исковой давности, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.

Представитель заинтересованного лица Мусаеляна С.С. по доверенности Колиев А.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Мусаеляна С.С. по доверенности Колиева А.П.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу по доверенности Ярмолич Н.И. просила суд удовлетворить заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требования в полном объеме, пояснив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного Кодекса к землям особо охраняемых территорийотносятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

Всоответствии с пунктом 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Всилу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьей 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 город- курорт Ессентуки признан курортом федерального значенияв границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".

В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса.

Спорный участок расположен в границах санитарно-охранной зоны города-курорта Ессентуки, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 особо охраняемой природной территорией-курортом, в связи с чем, на спорный участок распространяется действие пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель.

Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречитзакону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение. Такой подход соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N1882/09 по делу NA51-1334/20072).

Кроме того, часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса определяет, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.

Спорный земельный участок входит во вторую зону горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки. Часть 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.

Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкции объекта капитального строительства (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять наземлях особо охраняемых природных территорий федерального значения,является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.Поскольку спорный объект возведен в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения, необходимым условием для признания ее соответствующей установленным нормам и правилам является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых природных территорий и указаний на их отнесение к землям иных категорий согласно кадастровым паспортам данного обстоятельства не меняет.Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичному вопросу, изложенной в ряде постановлений (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2011г. № 15АП-7929\2010 по делу № А 32-9273Y2010-28Y284, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2010 г. по делу № A32-22886V2009, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2012 г. N Ф08-2011/12 по делу N А63-5578/2011, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27августа 2008 г. N Ф08-5087/2008, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2012 г. N Ф08-51/12 по делу № А63-1900\2011 и др.)

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по доверенности Толстов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований, а также пояснил, что спорное разрешение было выдано в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и градостроительного кодекса РФ. Все необходимые документы застройщиком для получения разрешения были представлены. Из представленных документов не следовало указаний об отнесении рассматриваемого земельного участка к каким-либо категориям, а также о том, что земельный участок ограничен в обороте. Иные документы, кроме указанных в ст.51 Градостроительного кодекса, не допускается требовать, поскольку в этом может усматриваться коррупционная составляющая. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Суд, с согласия лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно требованиям ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что *** Асланову Г.И. и Мусаеляну С.С. заместителем главы администрации города Ессентуки В.В. выдано разрешение на строительство № *** «Многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: *** земельного участка *** кв.м. Срок действия разрешения *** месяцев, с даты его подписания.

*** Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконным вышеуказанное разрешение на строительство.

В ходе судебного заседания заинтересованными лицами Аслановым Г.И., Мусаеляном С.С., представителем заинтересованного лица Мусаеляна С.С. по доверенности Колесниковой Н.Д. заявлено о пропуске прокурором срока обращения в суд с данным заявлением.

При этом заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Касютин Д.Л. в судебном заседании не просил восстановить пропущенный процессуальный срок, а считал его не пропущенным, поскольку Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно о том, что Асланову Г.И. и Мусаеляну С.С. выдано разрешение на строительство № *** «Многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: *** в ***, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.

Поскольку Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости исчисления срока, с момента, когда лицам, чьи права и интересы могли быть затронуты изданием вышеуказанного разрешения на строительство, стало о нем известно.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, строительство спорного объекта начато ***, таким образом, у суда имеются основания полагать, что лицам, чьи права и интересы могли быть затронуты указанным строительством, стало бы известно о нем в тот же срок. При этом никто из указанных лиц в суд не обращался. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором пропущен срок, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ.

При этом Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что им предпринимались меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц, до истечения трехмесячного срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором пропущен срок, установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора отказано, учитывая положения части 3 статьи 144 ГПК РФ, подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета Асланову Г.И., Мусаеляну С.С., иным лицам, производить какие-либо работы по строительству объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по ***, принятые определением судьи от ***.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ***» №*** ░░ ***, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ***.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░

2-973/2012 ~ М-1092/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Другие
администрация г. Ессентуки
Асланов Гурами Ильич
Управление Росприроднадзора по Ставропольскому краю
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки
Мусаелян Степан Суренович
Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
06.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2012Передача материалов судье
11.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2012Судебное заседание
30.07.2012Судебное заседание
09.08.2012Судебное заседание
17.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее