№ 2-1421/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2013 года г. Камызяк Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Кушалакова М.А.
при секретаре Саскаевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой Камызякского района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в администрации МО «Поселок Волго-Каспийский», выявлены нарушения указанного законодательства. В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Целью государственной политики в области защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Между тем, установлено, что в помещении администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» до настоящего времени не созданы. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Поселок Волго-Каспийский» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены - вход в здание администрации не имеет специальных приспособлений для въезда инвалидов-колясочников, таких как пандусы и поручни. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
В связи с изложенным истец просит обязать администрацию МО «Поселок Волго-Каспийский» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем установки пандуса и поручней при входе в здание администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-1-2-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», либо при невозможности установления пандуса, путем установки поручней и кнопки вызова для обеспечения беспрепятственного доступа в здание администрации.
В судебном заседании помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Макеева Е. В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем установки пандуса и поручней при входе в здание администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-1-2-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», либо при невозможности установления пандуса, путем установки поручней и кнопки вызова для обеспечения беспрепятственного доступа в здание администрации.
Представитель ответчика АМО «Поселок Волго-Каспийский» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу положений статей 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, статей 36, 46 Федерального закона РФ №184 от 27 декабря 2000 года «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных статьях 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, предусматривают, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п.3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м (п.3.29)
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги (п.3.31 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения»)
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м (п.3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения»).
Судом установлено, что на основании акта проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного прокуратурой <адрес> в отношении администрации муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский», выявлено, что в администрации пандус и кнопка вызова, предусмотренные для инвалидов, отсутствуют.
На основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес главы МО «Поселок Волго-Каспийский» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
Из сообщения главы администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры Камызякского района следует, что данные нарушения стали возможными по причине отсутствия денежных средств в бюджете муниципалитета, в ближайшее время указанные нарушения будут устранены, вместе с тем. заложены денежные средства на приобретение материала и установки пандуса.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 13 мая 2010 года N 689-О-О) социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, п. «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.12, 130-133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.2,7,18 и 19).
Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, здание администрации МО «Поселок Волго-Каспийский» принадлежит администрации МО «Поселок Волго-Каспийский», обеспечение доступа в которое как объект социальной инфраструктуры, является прямой обязанностью администрации в силу закона.
Отсутствие пандуса свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский», соответственно, это нарушение подлежит устранению путем оборудования пандуса при входе в здание администрации, что прямо следует из норм закона.
Таким образом, судом установлено, что вход в здание администрации муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» не оборудован пандусом либо подъемным устройством. Данное обстоятельство подтверждено соответствующими доказательствами и ответчиком не отрицается.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что ответчиком обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание местной администрации не исполняется, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» как орган местного самоуправления от уплаты госпошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 31-1-2-99 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.