Дело №12-1-23/2021
73RS0008-01-2021-000775-67
Р Е Ш Е Н И Е
г.Инза, суд 18 июня 2021 года
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Ахтямова А.М.,
при секретаре Зубковой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица - Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шашкина А.А. на постановление исполняющего обязанности директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «***» (далее ГКУ Ульяновской области «***») Осиповой М.В. от 12.05.2021, которым юридическое лицо
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), юридический адрес: *** ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, КПП 770801001,
привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л а:
Постановлением и.о. директора ГКУ Ульяновской области «***» Осиповой М.В. от 12.05.2021 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно указанного постановления 20.04.2021 при патрулировании лесных участков *** лесничества *** участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении *** 733-738 км., проходящая через лесные массивы *** лесничества *** участкового лесничества: квартал 80 выдела: 2,4,8; квартал 81 выдела: 1,3,4,6,7,8; квартал 82 выдела: 2,3,4,5,6; квартал 62 выдела: 18,20,21; квартал 63 выдела: 17,18,20,21; квартал 64 выдела: 33,35; квартал 65 выдела: 10,18,11,12,7,2,4,3; квартал 51 выдела:16,17,18,15,12,13,11,5,7,9,8; квартал 35 выдел 20; квартал 36 выдела: 20,21,22, было установлено проведение вырубки древесно-кустарниковой растительности в 2020 году и оставленной древесины прошлых лет.
В местах прилегания к лесным массивам полосы отвода железной дороги 733 км, пикеты: 7,8 прилегают к кварталу 80 выдел 2 захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа;
- 734 км, пикеты:4,5,6,7,8,10 прилегают к кварталу 62 выдела 20,21; кварталу 81 выдел 8, кварталу 82 выдел 2; захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа;
- 735 км, пикеты: 3,4,5,6,7,8 прилегают к кварталу 64 выдел 33; кварталу 82 выдел 6; захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа;
- 736 км, пикеты; 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 прилегают к кварталу 65 выдела 18,12,7,4,2: захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа, остатками не вывезенной древесины прошлых лет;
- 737 км, пикеты:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 прилегают к кварталу 65 выдел 3; кварталу 51 выделам 18,13,12,11; захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа, остатками не вывезенной древесины прошлых лет;
- 738 км, пикеты: 1,2 прилегают к кварталу 51 выделам 12,11; захламлена срубленной в 2020 году древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа. Пикеты: 3,4 прилегают к кварталу 51 выдел 11, произведена валка деревьев на стену леса, захламлена порубочными остатками, пикеты: 5,6 прилегают к кварталу 51 выдел 7, кварталу 36 выдел 21 захламлена срубленной древесно-кустарниковой растительностью породы: сосна, береза, осина, липа, остатками не вывезенной древесины прошлых лет.
Таким образом, ОАО «РЖД» в полосе отвода 733-738 км. в местах прилегания к лесным участкам *** участкового лесничества не обеспечило контроль за проведением уборки срубленной древесно-кустарниковой растительности породы: сосна, береза, осина, липа, остатками не вывезенной в срок древесины до наступления пожароопасного сезона 2021 года, что является нарушением пунктов 10, 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614.
Не соглашаясь с постановлением административного органа, представитель ОАО «РЖД» Шашкин А.А. (по доверенности), в установленный законом срок, обратился с жалобой на указанное постановление, просил его изменить со снижением наказания, поскольку нарушения, выявленные в 2020 году, были устранены.
По итогам 2020 года в границах *** лесничества, а именно, на перегоне *** 733-738 км. были выполнены следующие работы:
- противопожарная опашка аутсорсинговой компанией АО «Реммагистраль» - *** 730 км. Пк 5 - 738 км. ПК6 по обе стороны;
- обработка пути гербицидом силами работников дистанции пути - *** 730 км. Пк 2 - 736 км. ПК2, *** 736 км. ПК1 - 739 км. ПК1;
- вырубка и уборка древесно-кустарниковой растительности силами работников дистанции пути *** 733-738 км. по обе стороны;
- бороновка выемок трактором МТЗ-82 - *** 733-738 км. по обе стороны;
- окос травы триммерами силами работников дистанции пути - *** 733-738 км. по обе стороны.
Обнаруженная при патрулировании в мае 2021 г. оставленная древесина образовалась при рубке кустарниковой растительности, которая проводилась в зимний период 2020-2021 годов.
Согласно адресного плана в Ульяновской дистанции пути на 2021 год запланированы следующие работы:
- вырубка древесно-кустарниковой растительности - 91,1 км.
- уборка порубочных остатков -91,1 км.
- противопожарная опашка - 180,2 км.
- обработка пути гербицидом - 458 км.
По состоянию на *** в границах Инзенского лесничества, а именно, на перегоне *** 733-738 км. выполнены следующие работы:
- противопожарная опашка трактором ДТ-75 - 140 км. (Инза - Майна 730-835 км., *** 730-810 км.)
- боронование трактором МТЗ-82 — *** - б.п. 745 км. 738-745 км. левая сторона.
После 15.06.2021 запланированы работы по планировке полосы отвода бульдозером восстановительного поезда на перегоне *** 731 км. ПК4 - 738 км. ПК1 левая сторона.
При наложении штрафа административным органом не обеспечена адекватность применённого наказания обстоятельствам дела.
ОАО «РЖД» согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 является обществом со 100 % государственным участием и процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД» осуществляет Российская Федерация в лице Правительства РФ, которое как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», как стратегически важной отрасли.
В связи с этим, привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности в виде штрафа в размере 350 000 руб. является отвлечением денежных средств от выполнения инвестиционных программ, утверждаемых Правительством РФ, в том числе, по содержанию полосы отвода железной дороги.
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации некоторое нормы КоАП РФ. Так, в частности, не соответствуют общим правилам назначения административного наказания нормы, в которых не предусмотрена возможность назначения судом штрафа в размере ниже низшего, предусмотренного санкцией, предела в случае, если минимальный штраф для юридического лица составляет сто тысяч рублей и более. КС РФ указал, что федеральный законодатель должен стремиться устанавливать штрафы, соразмерные совершенному правонарушению. Правила наложения штрафов должны позволять в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность применяемого принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания.
В свою очередь, при вынесении постановления о назначении административного наказания, ГКУ Ульяновской области «*** лесничество» не учтена специфика деятельности железнодорожного транспорта и не обеспечена адекватность наложенного наказания.
Большой объём обслуживаемой территории требует больших финансовых вложений. Компанией ведется активная работа по соблюдению правил противопожарной безопасности в местах прилегания полосы отвода к территориям лесного фонда.
В ходе рассмотрения административного дела, были представлены доказательства устранения допущенных нарушений на территории Инзенского лесничества, что не было отмечено в постановлении как смягчающее обстоятельство.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, поскольку данное правонарушение вредных последствий не повлекло, какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям не представляет, существенного вреда интересам обществу и государству не причинило, считает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Просит постановление от 12.05.2021 изменить, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Более подробно позиция заявителя изложена в жалобе.
Представитель юридического лица ОАО «РЖД» Васильев В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, в целом дав аналогичные показания. Не оспаривая вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, просил постановление изменить, применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенное наказание в виде штрафа до 150 000 рублей.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и.о.директора ГКУ Ульяновской области «*** лесничество» Осипова М.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указала, что нарушения указанные в постановлении, были выявлены при патрулировании лесных участков *** лесничества *** участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в условиях особого противопожарного режима. До настоящего времени нарушения, указанные в постановлении, не устранены. Просила постановление оставить без изменения.
Представитель ГКУ Ульяновской области «*** лесничество» Фадеева А.А., действующая на основании доверенности, подтвердила обстоятельства, изложенные в постановлении, считает постановление законным и обоснованным, вопрос о применении положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ оставила на усмотрение суда.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 15.05.1999 №26Ц, железные дороги обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель; принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений; не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ; не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования.
В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (п. 8 Положения).
Согласно п.9 названного Положения выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно - кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог.
Таким образом, административным органом правильно определен субъект административного правонарушения - ОАО «РЖД», который обязан осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при эксплуатации железных дорог, в том числе, в сфере пожарной безопасности, в местах примыкания земельного участка к лесным массивам.
Пункт 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, действующие с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года (далее также - Правила пожарной безопасности в лесах).
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ №1614 от 07.10.2020, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из пункта 37 вышеуказанных Правил полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Таким образом, ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности в границах полосы отвода железных дорог лежит на ОАО «РЖД».
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 20.04.2021 при патрулировании лесных участков *** лесничества *** участкового лесничества в нарушение пунктов 10, 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, на лесных участках *** лесничества *** участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РЖД» в направлении *** 733-738 километра, проходящей через лесные массивы *** лесничества *** участкового лесничества: квартал 80 выдела: 2,4,8; квартал 81 выдела: 1,3,4,6,7,8; квартал 82 выдела: 2,3,4,5,6; квартал 62 выдела: 18,20,21; квартал 63 выдела: 17,18,20,21; квартал 64 выдела: 33,35; квартал 65 выдела: 10,18,11,12,7,2,4,3; квартал 51 выдела:16,17,18,15,12,13,11,5,7,9,8; квартал 35 выдел 20; квартал 36 выдела: 20,21,22; было установлено, что ОАО «РЖД» не обеспечило контроль за проведением уборки срубленной древесно-кустарниковой растительности породы: сосна, береза, осина, липа, остатками не вывезенной в срок древесины до наступления пожароопасного сезона 2021 года.
Данные нарушения выявлены в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима (согласно Постановления Правительства Ульяновской области от 11.03.2021 №65-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима»), подтверждаются представленными материалами, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными доказательствами, оцененными административным органом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
В целом выявленные нарушения фактически не оспариваются представителем ОАО «РЖД», который указал, что в настоящее время выявленные нарушения устраняются.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности подтверждают факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие ОАО «РЖД» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Факт совершения ОАО «РЖД» правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом об административном правонарушении №04-04 от 29.04.2021 года;
- приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области №11 от 12.04.2021 «О начале периода пожароопасного сезона 2021 года на территории Ульяновской области»;
- постановлением Правительства Ульяновской области №65-П от 11.03.2021 «О ведении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима и признании утратившим силу нормативного правового акта Правительства Ульяновской области»;
- планом организационно-технических мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в полосе отвода железной дороги Волго-Камского региона и местах примыкания к территориям государственного лесного фонда в 2021 году;
- планом работ по обеспечению пожарной безопасности *** дистанции пути в полосе отвода прилегающей к территории *** лесничества в 2021 году;
- заданием на патрулирование от 19.04.2021 года;
- постановлением о назначении административного наказания от 16.09.2020 в отношении ОАО «РЖД»;
- уставом ГКУ Ульяновской области «*** лесничество» и иными материалами дела.
Доказательства виновности ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности.
Вопреки доводу жалобы оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Частью 3 статьи 4.1 указанного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем, в материалах дела не представлено данных, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Административное наказание в виде административного штрафа ОАО «РЖД» назначено в пределах санкции ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, и обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Избранная мера административного наказания является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного юридическим лицом административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, его финансовому положению.
Ссылка заявителя на судебную практику не является основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления, поскольку каждое дело об административном правонарушении рассматривается с учетом конкретных его обстоятельств и собранных доказательств.
С учетом характера вменяемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области использования и охраны лесов, и степени его потенциальной опасности, суд не находит оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п.2-5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
Постановление исполняющего обязанности директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «*** лесничество» Осиповой М.В. от 12.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ОАО «РЖД» Шашкина А.А. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья