Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия об обязании совершить определенные действия,
установил:
истец обратилась в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ПАО «Сбербанк России» с просьбой предоставить беспроцентный ипотечный кредит, без первоначального взноса, без выплаты кредита после получения суммы в первые три года, согласно Указа Президента РФ № 431 от 05 мая 1992 года в сумме <данные изъяты> рублей. Основанием обращения послужило то, что Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены ряд льгот, а именно пункт «д» гласит: содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья. Как указывает истец, Банк отказал ей в получении кредита на данных условиях, тем самым нарушил Указ Президента. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Правительство РК с просьбой дать письменное пояснение по вопросу, кем оказывается содействие в предоставлении беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья. ДД.ММ.ГГГГ, Министерство социальной защиты РК предоставило истцу ответ, в соответствии с которым, в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом РФ за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству. В Республике Карелия меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом Республики Карелия от 16 декабря 2015 года № 927- ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Учитывая изложенное, истец просит обязать ответчика сформировать бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год с учетом нормы права предусмотренной Указом Президента РФ № 431 от 05 мая 1992 года, предоставить семье истца льготный кредит, а именно беспроцентную ипотеку, без первоначального взноса, без выплаты кредита после получения суммы в первые три года.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Республики Карелия.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, представили письменные возражения на иск.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. От представителей третьих лиц Министерства экономического развития и промышленности Республика Карелия, Министерства социальной защиты РК представлены письменные отзывы на иск.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ семья истца имеет статус многодетной.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ПАО «Сбербанк России» с просьбой предоставить беспроцентную ипотеку, без первоначального взноса, без выплаты кредита после получения суммы в первые три года, согласно Указа Президента РФ № 431 от 05 мая 1992 года в сумме <данные изъяты> рублей. ПАО «Сбербанк России» в предоставлении кредита было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Правительство РК с просьбой дать письменное пояснение по вопросу, кем оказывается содействие в предоставлении беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, и в какие сроки.
В соответствии с ответом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом РФ за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству.
В силу части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в числе прочего поручено содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
Решение вопросов социальной поддержки многодетных семей (предоставление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья) на территории субъектов Российской Федерации относится к полномочиям исключительно органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен для исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления указанными государственными полномочиями не наделен.
Порядок и условия предоставления льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья не установлен.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами; к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
По правилам статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельные полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки за счет средств собственного бюджета.
Законом Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» многодетным семьям, имеющих детей установлены меры социальной поддержки, а именно: единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на ребенка; ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей; ежегодная компенсационная выплата на приобретение школьных принадлежностей для детей из многодетных семей; региональный материнский (семейный) капитал.
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Карелия, а орган исполнительной власти вправе самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, суд приходит к выводу о том, что установленные Законом Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК меры социальной поддержки многодетным семьям приняты в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения и федеральному законодательству не противоречат.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Правительству Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия об обязании совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.К. Цеханович
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.