ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-1506/2017 |
29 ноября 2017 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ОЧЕРЕТЯНОЙ А.В.,
с участием:
представителя истца Афонина Д.К.,
ответчика Григорьева А.В., его представителя Реуцкой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Пятько Ирине Анатольевне, Егоровой Наталье Владимировне, Григорьеву Андрею Владимировичу о признании свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительным, признании права отсутствующим, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка и истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании строения самовольными и их сносе; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Товарищество собственников недвижимости "Лукоморье-Сервис",
у с т а н о в и л:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим и истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Требования иска мотивированы тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 1203-р от 06.04.2010 года «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 4,000 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки Обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «Плато» и передаче в собственность членов данного кооператива земельных участков в районе мыса Фиолент» в собственность Пятько И.А. передан земельный участок, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №).
По мнению истца, предоставление в частную собственность указанного земельного участка в порядке приватизации осуществлено в отсутствие соответствующего решения органа государственной власти и с нарушением установленного земельным законодательством Украины порядка.
В иске указывается, что 20.09.2010 года распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 20.09.2010 года № 1827-р на основании протеста прокуратуры города Севастополя № 07-1366-10 от 03.09.2010 года отменено приведенное выше распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 1203-р от 06.04.2010 года «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 4,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки Обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «Плато» и передаче в собственность членов данного кооператива земельных участков, расположенных в районе мыса Фиолент». Основанием внесения протеста прокурора явилось то, что распоряжение издано с нарушением действующего законодательства Украины, а именно в отсутствие обязательной государственной экспертизы проекта землеустройства по отводу земельных участков.
Также в силу п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями в пределах населенного пункта города Севастополя, т.к. данные полномочия имел Севастопольский городской Совет.
О незаконности предоставления земельного участка в собственность, по мнению истца, также свидетельствует то, что в установленном порядке ОК «ДТ «Плато» не получало разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, такое решение уполномоченным органом не принималось, а гражданин самостоятельно за предоставлением земельного участка в собственность не обращался.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что выданное свидетельство о праве собственности на земельный участок является недействительным, земельный участок подлежит истребованию из незаконного владения, как выбывший из государственной собственности с нарушением земельного законодательства, с исключением сведений о его границах из Государственного кадастра недвижимости, и признанием права собственности на него отсутствующим.
29.08.2017 года к производству суда принято заявление представителя истца об увеличении исковых требований, в частности о признании самовольной постройкой объект недвижимости, возведенном на спорном земельном участке, возложении обязанности на собственника произвести снос имеющихся строений.
В судебном заседании представитель истца Афонин Д.К. требования иска поддержал. Пояснил, что приведенные в исковом заявлении нарушения земельного законодательства свидетельствуют о незаконности приобретения в собственность ответчиками спорного земельного участка.
Ответчик Григорьев А.В., являющийся в настоящее время собственником участка, и его представитель Реуцкая М.В., каждый в отдельности, возражали против удовлетворения иска по тем основаниям, что приобретение спорного земельного участка произведено у титульного собственника, право собственности которого в установленном законом порядке было зарегистрировано. При этом на момент приобретения участка в 2016 году в отношении него отсутствовали какие-либо обременения. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у продавца права на его отчуждение не предоставлено.
Ответчики Пятько И.А. и Егорова Н.В. о времени и месте рассмотрения извещались в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении почты. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», неявка ответчиков не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица ТСН «Лукоморье-Сервис» Свидерский С.П. просил в удовлетворении исковых требований отказать, согласно поданного заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.
Управление Государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суд не известило, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.
Согласно заявления представителя Правительства Севастополя требования иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
В силу ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Как установлено судом распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1203-р от 06.04.2010 года «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 4,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки Обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «Плато» и передаче в собственность членов данного кооператива земельных участков, расположенных в районе мыса Фиолент» утвержден комплексный проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 4,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки Обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «Плато», а также переданы в частную собственность граждан Украины - членов Обслуживающего кооператива в порядке их бесплатной приватизации земельные участки.
На основании указанного распоряжения в собственность ответчика Пятько И.А. передан земельный участок общей площадью 800 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1827-р от 20.09.2010 года на основании протеста прокуратуры города Севастополя № 07-1366-10 от 03.09.2010 года отменено распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 1203-р от 06.04.2010 года.
Из содержания протеста прокурора усматривается, что он внесен в связи с тем, что распоряжение издано с нарушением действующего законодательства Украины так как обязательная государственная экспертиза проекта землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачное товарищество «Плато» земельных участков общей площадью 4,00 га в районе мыса Фиолент не проводилась, положительное заключение государственной экспертизы проекта не получено.
Из предоставленных Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя документов, послуживших основанием для регистрации права собственности ответчиков на земельный участок следует, что 21.01.2014 года Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе осуществлена государственная регистрация права собственности Пятько И.А. на земельный участок, общей площадью 800 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №, кадастровый номер земельного участка – №, с целевым назначением для индивидуального дачного строительства, о чем свидетельствует Извлечение из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности (№ 17437816), а также 06.02.2014 года выдано Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество №. Регистрация права собственности осуществлена на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 1203-р от 06.04.2010 года с приложением, сведений о присвоении кадастрового номера земельному участку.
Судом установлено, что 19.05.2015 года по договору купли-продажи земельного участка Егорова Н.В. приобрела в собственность земельный участок у Пятько И.А. Право собственности было зарегистрировано, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации от 03.06.2015 года.
19.02.2016 года по договору купли-продажи земельного участка Григорьев А.В. приобрел в собственность земельный участок у титульного собственника Егоровой Н.В.
01.03.2016 года осуществлена государственная регистрация права собственности Григорьева А.В. на спорный земельный участок.
В силу ст. 12 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
В соответствии с п. 3 ст. 7 названного Закона перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года №202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.
Согласно данному Перечню к числу таковых, в частности, отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
В данном случае право собственности Пятько И.А. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины, а именно, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1203-р. Данное право было зарегистрировано регистрирующим органом за ответчиком в январе 2014 года, т.е. в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины.
Государственная регистрация за Пятько И.А. права собственности на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, связанных с реализацией распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 20 сентября 2010 года № 1827-р, которым было отменено распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1203-р, в течение нескольких лет (2010-2014 гг.) совершено не было.
Доказательств того, что, в частности, Пятько И.А., регистрирующий орган, были поставлены в известность об отмене распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность, суду представлено не было.
Из материалов дела также не следует, что органами государственной власти после отмены распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года № 1203-р были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком, надлежащему оформлению своих прав на него.
Вместе с тем, в силу положений ст. 210 ГПК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.
При таких обстоятельствах, расценивать поведение Пятько И.А. в данном случае как недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.
Сама по себе отмена распоряжения от 06 апреля 2010 года №1203-р безусловным свидетельством незаконности приобретения ею права собственности на земельный участок являться не может. Отмена административного акта бесспорно не влечет прекращение права собственности и не означает, что участок выбыл из владения помимо воли собственника.
Ссылки истца на то, что при получении земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность, суд в данном конкретном случае отклоняет. По мнению суда, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка его первоначальному собственнику, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.
Кроме того, каких-либо доказательств в подтверждение этим доводам, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом суду представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности истцом доводов о незаконном приобретении Пятько И.А. права собственности на спорный земельный участок.
Право собственности приобретателей Егоровой Н.В., а в последующем Григорьева А.В. на спорный земельный участок возникло на основании возмездных сделок, заключенных с собственником земельного участка, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Сделка совершена сторонами с соблюдением установленной законом формы, земельный участок перешел от продавца к покупателю, последний зарегистрировал свое право собственности на приобретенный объект.
Доказательств того, что при заключении договоров купли-продажи у приобретателей Егоровой Н.В., а в последующем у Григорьева А.В., имелись основания сомневаться в их законности, материалы дела не содержат.
Регистрация права продавца на спорный земельный участок, как гарантия правовой определенности в обороте недвижимости, позволяла его участникам соизмерять собственное поведение и предвидеть последствия такового в условиях неизменности официально признанного статуса правообладателей.
Также следует учесть, что согласно выписки из Государственного земельного реестра о земельном участке от 28.11.2013 года сведения о наличии ограничений в использовании участка по целевому назначению «для индивидуального дачного строительства» отсутствуют. Участок относится к категории земель рекреационного назначения, что допускает возведение кемпингов, домов для отдыха или проведение отпусков.
Не имелось у покупателей оснований полагать, что земельный участок приобретен неправомерно и в дальнейшем.
При этом, суд принимает во внимание совершение новым собственником спорного объекта недвижимости Григорьевым А.В. действий, направленных на освоение земельного участка, находящегося в его собственности, вступил в члены ТСН, что подтверждено в судебном заседании третьим лицом ТСН «Лукоморье-Сервис» и протоколом собрания членов ТСН «Лукоморье-Сервис» № 4 от 28.01.2017 г., квитанциями об уплате взносов, подведением коммуникаций в целях освоения принадлежащего земельного участка, участием в развитии инфраструктуры территории.
Согласно пояснений Григорьева А.В. освоение земельного участка им было приостановлено в связи и применением мер по обеспечению заявленного иска, в том числе и запретом проведения строительных работ.
Разрешая настоящий спор, суд учитывает и тот факт, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке не отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Целесообразность возврата земельного участка в собственность г. Севастополя истцом не обоснована.
Ссылки истца на то, что спорный земельный участок по функциональному назначению, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному в 2005 году, расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения, частично в границах красных линий проектируемой дороги, суд отклоняет. При этом, исходит из того, что каких-либо доказательств, которые бы отвечали требованиям относимости и допустимости, и которые бы с бесспорной очевидностью свидетельствами о данных обстоятельствах, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
Департаментом по земельным и имущественным отношениям города Севастополя на основании ст. 222 ГК РФ заявлены требования относительно признания возведенных на земельном участке строений самовольным и возложении обязанности по их сносу.
В обоснование заявленного требования указывается, что предоставление земельного участка в собственность осуществлено с нарушением установленного земельным законодательством порядка, в связи с чем он подлежит истребованию в государственную собственность города Севастополя с одновременным возложением обязанности на ответчика по сносу имеющихся строений. Также в иске указывается на нахождении земельного участка в пределах зоны общественной застройки общегородского и районного значения, частично в красной линии проектируемой дороги.
В ходе судебного разбирательства согласно пояснений ответчика и его представителя, а также представителя ТСН «Лукоморье-Сервис» установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо строения.
Иных доказательств наличия на спорном земельном участке капитальных и некапитальных строений и сооружений суду не предоставлено.
В связи с изложенным, требования иска о признании строений, возведенных на спорном земельном участке, самовольными и возложении обязанности по их сносу не подтверждены надлежащими доказательствами.
Также судом принимается во внимание, что распоряжением Департамента по земельным и имущественным отношениям города Севастополя от 03.02.2017 года № 1103 Товариществу собственников недвижимости "Лукоморье-Сервис" выдано разрешение на размещение элементов благоустройства в виде спортивной тренажерной площадки, смотровой площадки, детской площадки, беседки для отдыха взрослых, установки урн, уличного освещения и проулочной дорожки по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе <адрес>, №., т.е. в пределах территории, где находиться земельный участок, принадлежащий в ответчику.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Департаментом по земельным и имущественным отношениям города Севастополя исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Пятько Ирине Анатольевне, Егоровой Наталье Владимировне, Григорьеву Андрею Владимировичу о признании свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительным, признании права отсутствующим и истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании объекта недвижимости самовольной постройкой, понуждении снести самовольную постройку.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.12.2017 года
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный