Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1090/2019 ~ М-995/2019 от 17.06.2019

дело № 3а-1090/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2019 г. г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Онохова Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Боеве А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курякова Ю.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Куряков Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что является собственником здания <...> с кадастровым номером <...>, расположенного в городе <...>

Установленная кадастровая стоимость, в размере <...> руб., не соответствует рыночной стоимости в размере <...> руб., определенной по состоянию на <...> в отчете об оценщике <...>

Данные обстоятельства нарушают его право на установление действительной налоговой обязанности и ведут к уплате налога на имущество в завышенном размере.

Просил установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на <...>.

В судебное заседание административный истец Куряков Ю.В. и его представитель Сипулин С.В. не явились, уведомлены судом надлежащим образом о месте и времени слушания административного дела.

Представители административных ответчиков - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и заинтересованное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Юртаева С.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя органа.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

В отзыве на административное исковое заявление, представитель Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Юртаева С.А. не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Курякова Ю.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...> расположенный в <...>, <...> <...> принадлежит на праве собственности Курякову Ю.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, зарегистрированного <...> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю <...>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> <...>, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенный в городе <...> имеющего назначение: нежилое здание, наименование: здание столовой, по состоянию на <...> составляет <...> руб.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> <...> датой определения кадастровой стоимости является <...>.

Оспариваемая кадастровая стоимость объекта утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 года № 2368 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки здания, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда» и действует с даты её определения до внесения результатов очередной кадастровой оценки.

Достоверность установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как законность акта об ее утверждении, процедура его принятия и опубликования административным истцом под сомнение не ставится, соответственно предметом рассмотрения по настоящему делу не являлись.

Административный истец просит пересмотреть итоговую кадастровую здания столовой по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости по состоянию на <...>, несмотря на то, что в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения кадастровой стоимости значится <...>.

Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу правового содержания статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Исходя из понятия кадастровой стоимости, приведенного в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная, как правило, методами массовой оценки.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 1).

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Исходя из положений статьи 24.18 указанного Федерального закона к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Таким образом, поскольку в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> установлена кадастровая стоимость, административный истец вправе требовать её пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости в целях разумности налогообложения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, представитель административного истца представил в суд отчет от <...>, подготовленный <...> в соответствии с выводами которого рыночная стоимость объекта недвижимости – здания столовой <...> по состоянию на <...>, составляет <...> рублей.

Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> <...> кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> определена на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 года № 2368 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки здания, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда» по состоянию на <...>, а не <...>.

Рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд исходит из даты указанной в вышеуказанной выписке, то есть <...>, поскольку она подтверждена надлежащими доказательствами, в то время как в отношении даты <...> суду должных доказательств не представлено, что определяет её недоказанность.

В связи с возникшими у суда вопросами относительно представленного административным истцом отчета в области, требующей специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от <...> по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на <...> проведение, которой поручено <...>

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, принадлежащего административному истцу, по состоянию на <...> составляет <...> рублей.

В заключении эксперт <...> пришел к выводу о допущенных экспертом - оценщиком <...> нарушений требований действующих федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В частности, в отчете присутствуют математические ошибки, дата оценки объекта не соответствует дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта экспертизы, изложенная в заключении эксперта информация не проверяема, что не может являться достоверной и достаточной.

Административный истец выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривал и на проведении повторной экспертизы не настаивал.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что отчет об оценке не может служить доказательством, объективно подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответствующая расписку эксперта находится в материалах дела.

Составленное экспертное заключение основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Исследовав экспертное заключение, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает, что правильность изложенных в нем выводов административным истцом не опровергнута, расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.

Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, в нем изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки. Информация об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, подтверждена. Состав и последовательность представленных в заключении материалов, и описание процесса оценки, позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены в рамках используемого подхода и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на <...>

Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта сделаны в рамках его профессиональных знаний. Размер рыночной стоимости объекта недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной <...> административными ответчиками, не оспаривался.

Участники процесса доводов относительно недопустимости или недостоверности выводов произведённой экспертизы не заявляли и о проведении повторной экспертизы суд не просили.

В силу изложенного, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как принадлежащему ему объекту недвижимости.

При таких обстоятельствах суд считает административный иск Курякова Ю.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> подлежащим частичному удовлетворению, с установлением в размере рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной оценочной экспертизы по состоянию на <...>

В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с требованиями части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

С учетом того, что административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, принимая во внимание положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой подачи заявления следует считать <...>, при этом установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с <...>, то есть с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Разрешая вопрос о судебных расходах, связанных с рассмотрением административного дела, суд приход следующему выводу.

В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы, подготовленной <...>

Экспертное учреждение в своем заявлении указало о том, что до настоящего времени административным истцом не произведена оплата назначенной судом экспертизы несмотря на то, что определением суда соответствующая обязанность возложена именно административного истца.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

При указанных обстоятельствах судебные расходы связанные с проведением судебной экспертизы в сумме <...> рублей следует отнести на административного истца, поскольку решение суда нельзя расценивать как принятое против интересов административных ответчиков.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Курякова Юрия Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание столовой, с кадастровым номером <...>, расположенного в городе <...> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <...> в размере <...> <...> рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <...>.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <...> и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Курякова Юрия Викторовича в пользу <...> (ИНН <...> ОГРН <...>) судебные расходы в размере <...> рублей в счет оплаты проведения судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2019 года

Судья:

3а-1090/2019 ~ М-995/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куряков Юрий Викторович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Онохов Юрий Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация административного искового заявления
18.06.2019Передача материалов судье
20.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2019Подготовка дела (собеседование)
22.07.2019Производство по делу приостановлено
09.09.2019Производство по делу возобновлено
09.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2019Судебное заседание
16.09.2019Судебное заседание
16.09.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее