Дело № 5-232/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 15 августа 2018 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица:
Администрации Соболевского сельского поселения, расположенной по
адресу: Камчатский край, с. Соболево, переулок Центральный, д. 07, ОГРН
1064141032867, ИНН 4107001903, КПП 410701001, дата государственной
регистрации - 12.12.2006 года, в течение года не привлекавшейся к
административной ответственности за совершение однородных
административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Соболевского сельского поселения (далее – администрация, юридическое лицо) допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В нарушение ст.ст. 11, 18, 19, ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.3.3, 3.4.4., 5.5, 5.6, 5.7, 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.4.1175-02, в ходе эксплуатации шахтных и трубчатых колодцев, используемых населением Соболевского сельского поселения: трубчатый колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, переулок Центральный, д. 5 – отсутствует скамья для ведер; трубчатый колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Советская, д. 45 – отсутствует крючок для подвешивания ведра и скамья для ведер; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Набережная, д. 37 – не очищен от снега, деревянный оголовок колодца не имеет крышки, скамья для ведер не очищена от снега, вокруг колодца не имеется ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Набережная, д. 5 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Советская, д. 20 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Комсомольская, д. 17 – не очищен от снега, оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Строительная, д. 10 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения. Вышеперечисленные источники нецентрализованного водоснабжения не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных правил, не представлены сведения по очистке и дезинфекции колодцев, которые должны проводиться ежегодно, контроль за качеством воды колодцев не проводится.
Администрация Соболевского сельского поселения на рассмотрение дела законного представителя или защитника не направила, извещена надлежащим образом, согласно поступившего ходатайства. Дело просила рассмотреть в отсутствие законного представителя или защитника.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела
Таким образом, принимая во внимание, что администрации Соболевского сельского поселения известно о возбужденном в отношении неё деле об административном правонарушении, учитывая поступившее от администрации ходатайство, а также то, что отсутствие лица не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя или защитника администрации Соболевского сельского поселения.
На основании части 2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1175-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 (далее – СанПиН 2.1.4.1175-02), устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Санитарные правила и нормы" являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1175-02).
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 наиболее распространенными водозаборными сооружениями в населенных местах являются шахтные и трубчатые колодцы различных конструкций и глубины, а также каптажи родников (ключей).
Согласно пункту 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.
В силу пункта 3.4.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 оголовок трубчатого колодца должен быть выше поверхности земли на 0,8 - 1,0 м, герметично закрыт, иметь кожух и сливную трубу, снабженную крючком для подвешивания ведра. Вокруг оголовка колодца устраиваются отмостки (см. п. 3.3.4) и скамья для ведер.
Согласно пунктам 5.5, 5.6, 5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей.
Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (приложения 3, 4, (пункты 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.4.1175-02).
Анализ содержания правовых норм, приведенных выше и регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности водоснабжения, позволяет сделать вывод о том, что субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ является лицо, осуществляющее эксплуатацию водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с обращением в территориальное отделение Управления Роспотребнадзора 20 февраля 2018 года депутатов Соболевского сельского поселения о неудовлетворительном состоянии источников водоснабжения Соболевского сельского поселения (источники нецентрализованного водоснабжения, используемые для питьевых и хозяйственных нужд населением), 01 марта 2018 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении администрации Соболевского сельского поселения, назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования должностным лицом Роспотребнадзора назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза на соответствие источников нецентрализованного водоснабжения на территории Соболевского сельского поселения требованиям СанПиН 2.11.4.1175-02.
В рамках назначенной экспертизы помощником врача по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске ФИО3 05 марта 2018 года произведено обследование источников нецентрализованного водоснабжения, и установлено, что на территории Соболевского сельского поселения расположены нецентрализованные источники водоснабжения – шахтные и трубчатые колодцы, осмотрено 9 шахтных колодцев и 2 трубчатых колодца (скважины). Территория вокруг всех источников водоснабжения не очищается от снега, санитарно-эпидемиологические заключения на источники водоснабжения не представлены, отсутствуют сведения по очистке и дезинсекции колодцев, контроль за качеством воды не проводится. Осмотром также установлено, что трубчатый колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, переулок Центральный, д. 5 – отсутствует скамья для ведер; трубчатый колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Советская, д. 45 – отсутствует крючок для подвешивания ведра и скамья для ведер; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Набережная, д. 37 – не очищен от снега, деревянный оголовок колодца не имеет крышки, скамья для ведер не очищена от снега, вокруг колодца не имеется ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Набережная, д. 5 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Советская, д. 20 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Комсомольская, д. 17 – не очищен от снега, оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения; шахтный колодец, расположенный по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Строительная, д. 10 – оголовок не имеет крышки, вокруг колодца нет ограждения.
В соответствии с заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы № 282-65/Э-13 от 13.03.2018 г., устройство и содержание источников нецентрализованного водоснабжения на территории зоны Соболевского сельского поселения не соответствует требованиям СанПиН 2.11.4.1175-02. Несоблюдение требований СанПиН 2.11.4.1175-02 по содержанию источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе по очистке и дезинфекции колодцев, не проведение лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям может привести к загрязнению источников водоснабжения, ухудшению качества воды, а также размножению микроорганизмов и привести к возникновению инфекционных и паразитарных заболеваний у жителей, использующих воду для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.
В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в числе прочего, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
В силу ч. 1.1 данной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Камчатского края от 01.07.2014 № 472 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» настоящим Законом за сельскими поселениями в Камчатском крае (далее - сельские поселения) закрепляются отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно статье 3 данного закона, за сельскими поселениями в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального района и уставами сельских поселений закрепляются следующие вопросы местного значения городских поселений, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 8 Устава Соболевского сельского поселения в соответствии с Законом Камчатского края «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» к вопросам местного значения Соболевского сельского поселения также относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация водоснабжения в границах Соболевского сельского поселения отнесена к компетенции Соболевского сельского поселения, исполнительно-распорядительным органом которого в силу ст.ст. 26, 38 Устава является администрация Соболевского сельского поселения, наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Соболевского сельского поселения федеральными законами и законами Камчатского края.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд квалифицирует действия Администрации Соболевского сельского поселения по ст. 6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.
Ответственность юридического лица по ст. 6.5 КоАП РФ наступает, если у него имелась возможность для исполнения требований вышеуказанных норм и правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, анализ вышеназванных правовых норм и оценка приведенных доказательств свидетельствуют о том, что Администрация Соболевского сельского поселения имела надлежащие материальные предпосылки и возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, однако в нарушение вышеприведенных требований закона не предприняла достаточных мер во избежание допущенных нарушений, в связи с чем в её действиях усматривается состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ.
Экспертное заключение от 13 марта 2018 соответствует требованиям законодательства, поскольку проведено экспертом, которому в соответствии со ст. 25.9 КоАП РФ разъяснены права и обязанности, он предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения. Подвергать сомнению экспертное заключение оснований не имеется.
К доводу администрации, изложенном письменных пояснениях, данных в ходе административного расследования, о том, что в силу норм Водного кодекса Российской Федерации и Закона о недрах, подземные воды находятся в собственности Российской Федерации, следовательно, источники нецентрализованного водоснабжения не могут находиться в муниципальной собственности, в связи с чем обязанность по содержанию источников нецентрализованного водоснабжения не может быть возложена на администрацию, суд не находит оснований с ним согласиться, поскольку при рассмотрении дела установлено, что администрация Соболевского сельского поселения в силу закрепленных за ней полномочий обязана организовать водоснабжение в границах Соболевского сельского поселения, колодцы - источники нецентрализованного водоснабжения, эксплуатируются органом местного самоуправления, в связи с чем и в силу вышеприведенных требований закона выполнение требований санитарных правил должно быть обеспечено именно администрацией. Ссылки администрации на невозможность оформления источников нецентрализованного водоснабжения в муниципальную собственность не входят в предмет доказывания по настоящему делу, не относятся к вменяемому правонарушению, наличие источников подземных вод в собственности или пользовании, оформленном в установленном законом порядке, в данном случае не влияет на квалификацию действий администрации.
В целом несогласие администрации с вменяемым правонарушением суд расценивает в качестве избранного ею способа защиты с целью избежать наказания.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признаю совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Санкция ст. 6.5 КоАП РФ предусматривает назначение юридическому лицу, административного наказания в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания, суд учитывает, что, администрацией не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, и приходит к выводу о возможности назначения администрации административного наказания в виде административного штрафа в размере, установленном санкцией ст. 6.5 КоАП РФ. Оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности администрации суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – администрацию Соболевского сельского поселения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН 4101099804, КПП 410101001, БИК 043002001
ОКТМО в Соболевском сельском поселении 30613401
Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю),
р/сч 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю
Назначение платежа: (код бюджетной классификации 14111628000016000140).
Разъяснить администрации Соболевского сельского поселения, что штраф должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Елизовского районного суда подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко