№ 12-87/2019
УИД 42MS0051-01-2018-001859-90
РЕШЕНИЕСудья Мариинского городского суда Кемеровской области Гильманова Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 24 июня 2019 года жалобу должностного лица - технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича на постановление мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года технический директор акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов Алексей Владимирович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Выражая несогласие с данным постановлением, должностное лицо – технический директор АО «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов А.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление от 07.11.2018 года отменить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что 28.09.2018 года старшим инспектором отдела НДПР Мариинского и Чебулинского районов УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области Локтевым С.В. в отношении технического директора АО «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова А.В. составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения, выразившегося в непроведении аттестации аварийно-спасательного формирования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года, он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для привлечения технического директора АО «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова А.В. к административной ответственности послужил вывод о том, что общество в установленном порядке отнесено к категории по гражданской обороне и обязано иметь аттестованное нештатное аварийно-спасательное формирование.
Копия постановления была вручена заявителю 04.12.2018 года, что подтверждается собственноручной подписью заявителя в уведомлении о вручении.
Заявитель не согласен с постановлением, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета представленных заявителем, имеющих значение для дела письменных возражений и копий документов.
В соответствии с п.3 ст.2 Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:
I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Заявителем в материалы дела была предоставлена копия свидетельства, которым эксплуатируемые обществом производственные объекты отнесены к IV классу опасности, то есть объекты с низкой степенью опасности.
Статьей 10 указанного Закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, предписывается заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с Постановлением администрации Кемеровской области № 17-ПС от 30.11.2017 года «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне на территории Кемеровской области» общество отнесено к категории по гражданской обороне.
В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Руководствуясь указанными требованиями, в обществе созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, что подтверждается материалами дела.
При этом нештатные аварийно-спасательные формирования должны создавать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Критерии, предписывающие организациям обязанность создания нештатных аварийно-спасательных формирований, являются исчерпывающими.
Общество эксплуатирует производственные объекты IV класса опасности – низкой опасности, поэтому не является субъектом, на которого законом возлагается обязанность создавать нештатные аварийно-спасательные формирования.
Вывод в постановлении о том, что единственным критерием, предписывающим создание нештатных аварийно-спасательных формирований в обществе, является отнесение последнего к категории по гражданской обороне без привязки к классам опасности эксплуатационных производственных объектов, является ошибочным, не основанном на требованиях п.2 ст.9 Закона.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности Близнецов А.В., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание не явился защитник Близнецова А.В. – Царегородцев А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие защитника Близнецова А.В. – Царегородцева А.А.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Локтев С.В. с доводами жалобы не согласился, считает постановление мирового судьи от 07.11.2018 года законным и обоснованным. Пояснил, что 28.09.2018 года им составлен протокол № 1 (ГО) об административном правонарушении в отношении должностного лица – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в том, что 28.09.2018 года в 13 часов 30 минут техническим директором АО «Мариинский ЛВЗ», расположенного по адресу: г.Мариинск, ул.Пальчикова, 28, Близнецовым Алексеем Владимировичем нарушены требования п.2 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, ст.12 Федерального закона № 151-ФЗ, пункты 4, 11, 13 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, а именно: не проведена аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Судья, рассмотрев жалобу, заслушав должностное лицо – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова А.В., должностное лицо Локтева С.В., исследовав письменные материалы дела, находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 N 2486-O).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 28.09.2018 года старшим инспектором ОНДПР Мариинского и Чебулинского районов УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области Локтевым С.В. составлен протокол № 1 (ГО) об административном правонарушении в отношении должностного лица – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в том, что 28.09.2018 года в 13 часов 30 минут техническим директором АО «Мариинский ЛВЗ», расположенного по адресу: г.Мариинск, ул.Пальчикова, 28, Близнецовым Алексеем Владимировичем нарушены требования п.2 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, ст.12 Федерального закона № 151-ФЗ, пункты 4, 11, 13 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, а именно: не проведена аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 28.09.2018 года в 15-00 часов на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности профилактической работы Мариинского и Чебулинского районов Т. от 28.08.2018 года № 3 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Мариинский ЛВЗ» (присвоена категория высокого риска) по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, с целью исполнения плана проверки на 2018 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе проверки установлено, что аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в АО «Мариинский ЛВЗ» не проведена, чем нарушены требования п.2 ст.9 ФЗ № 28; ст.12 ФЗ № 151-ФЗ, п.п. 4, 1, 13 Положения о проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Постановлением суженного заседания администрации Кемеровской области от 30.11.2017 № 17-ПС «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне на территории Кемеровской области», АО «Мариинский ликеро-водочный завод» отнесено к категории по гражданской обороне." В связи с чем, в АО «Мариинский ликеро-водочный завод» созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, что подтверждается представленными копиями документов: (л.д.42, 42об., 43,43об.), отражающими состав, структуру и оснащение нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне АО «Мариинский ликеро-водочный завод», которые 22.07.2015 утверждены руководителем организации П. и 06.08.2015 согласованы в установленном законом порядке с начальником Главного управления МЧС России по Кемеровской области М.
13.07.2018 года генеральным директором АО «Мариинский ЛВЗ» издан приказ о назначении технического директора Близнецова А.В. руководителем ГО объекта АО «Мариинский ЛВЗ», для обеспечения защиты рабочих и служащих при ЧС, повышения устойчивости работы объекта, оперативного проведения спасательных и других неотложных работ созданы нештатные формирования по ГО.
Постановлением мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года технический директор акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов Алексей Владимирович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (ред. от 30.12.2015), гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 утвержден Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36034), в соответствии с п.2 которого НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2) (п.4 Типового порядка).
Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями
организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (п.5 Типового порядка).
В соответствии с п.2 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 30.06.2014), нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно требованиям ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются (ч.2).
Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ч.3).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (ред. от 27.04.2018) нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.
Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к следующему. АО «Мариинский ликеро-водочный завод» эксплуатирует производственные объекты IV класса опасности – низкой опасности, поэтому не является субъектом, на которого законом возлагается обязанность создавать нештатные аварийно-спасательные формирования.
Между тем, поскольку постановлением суженного заседания администрации Кемеровской области от 30.11.2017 № 17-ПС «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне на территории Кемеровской области», АО «Мариинский ликеро-водочный завод» отнесено к категории по гражданской обороне", то в АО «Мариинский ликеро-водочный завод» созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, что подтверждается представленными копиями документов: (л.д.42, 42об., 43,43об.).
На основании ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (ред. от 27.04.2018) нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.
Следовательно, поскольку АО «Мариинский ликеро-водочный завод» отнесено к категории по гражданской обороне, то созданное на предприятии нештатное формирование подлежит аттестации.
С учетом изложенного постановление мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Судья считает, что процессуальные документы по делу об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ и являются относимыми, допустимыми доказательствами его вины.
Действия виновного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве и рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Все доказательства по делу, которым дана надлежащая правовая оценка мировым судьей, не противоречат требованиям норм административного и процессуального права. Неустранимых сомнений в виновности лица при рассмотрении дела не выявлено.
Доводы жалобы в целом направлены на переоценку доказательств, исследованных мировым судьей, и которым дана верная оценка.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст.30.7 КРФоАП, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича на постановление мирового судьи Попираловой М.А., и.о.мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года о привлечении технического директора акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецова Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи Попираловой М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2018 года, которым технический директор акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» Близнецов Алексей Владимирович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья – Т.А. Гильманова
Решение не вступило в законную силу
Судья- Т.А. Гильманова
Секретарь- Н.А. Ибрагимова
Подлинный документ подшит в материалах дела об административном правонарушении № 12-87/2019 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь- Н.А. Ибрагимова