Дело № 2-1838/2014
26 декабря 2014 года город Вельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Бобуновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Знамя Победы» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Знамя Победы» ( далее ЗАО «Знамя Побелы») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
Обосновывает требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению требований ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника (биотермических ям) на территории Вельского района. ЗАО «Знамя Победы» имеет на балансе скотомогильник, расположенный в районе д. *. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: площадь скотомогильника составляет 125 кв.м. В соответствии с п.п.5.3 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г.№13-7-2/469, скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв.м.; отсутствует траншея с внутренней стороны забора, вал из вынутого грунта и перекидной мост. В соответствии с п.п.5.6 территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост; отсутствует вытяжная труба. В соответствии с п.п.5.7 территорию скотомогильника (биотермической ямы) из ямы выводят вытяжную трубу, диаметром 25 см. и высотой 3 м. Данный скотомогильник введен в эксплуатацию в 2008 году. А поэтому просит обязать ответчика в срок до * года провести работы по приведению площади скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с пп.5.3 Правил, то есть не менее 600 кв.м.; организовать обустройство территории скотомогильника (биотермической ямы) с внутренней стороны забора траншеей по периметру, валом из вынутого грунта и перекидным мостом в соответствии с пп.5.6 Правил; установить вытяжную трубу от скотомогильника, в соответствии с пп.5.7,5.8 Правил, то есть диаметром не менее 25 см и высотой 3 м.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Хораблев В.В. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ЗАО «Знамя Победы» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без участия их представителя и с требованиями согласны.
Представитель третьего лица администрации МО «*» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без участия их представителя, относительно удовлетворения исковых требований не возражают.
Выслушав помощника прокурора Хораблева В.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»санитарно -эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее –Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» или Федеральный закон №52-ФЗ), установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 2 ст.12 Федерального закона №52-ФЗ определено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных и т.д.) установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В силу п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с санитарной классификацией, приведенной в разделе XII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, скотомогильники с биологическими камерами относятся ко II классу с установленным размером санитарно- защитной зоны 500 метров.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Подпунктом 7 пункта 1 ст.15 данного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций -это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию.
В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:
- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";
- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;
- обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В пункте 6.1 «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 г. №13-7-2/469 определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.
В соответствии с пунктом 6.10 «Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В судебном заседании установлено, что ЗАО «Знамя Победы» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.
На балансе ЗАО «Знамя Победы» находится скотомогильник, расположенный в районе д. *, Вельского района, который введен в эксплуатацию в * году.
Согласно акту эпизоотического обследования скотомогильника( биотермической ямы) от * года в ЗАО «Знамя Победы» установлено:
-площадь скотомогильника составляет 125 кв.м. В соответствии 5.3. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.;
-отсутствует траншея с внутренней стороны забора, вал из вынутого грунта и перекидной мост. В соответствии с п.5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Через траншею перекидывают мост;
-отсутствует вытяжная труба. Пунктом 5.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) предусмотрено, что при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Скотомогильник используется ЗАО «Зная Победы», стоит на балансе данного юридического лица, а также в соответствии с Правилами, на основании которых ответственность за исправное состояние возлагается на руководителей организации, в ведении которых находятся объекты, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу его нарушения ( ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ЗАО «Знамя Победы» допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые до настоящего времени не устранены. Доказательств устранения в полном объеме данных нарушений в суд не представлено.
ЗАО «Знамя Победы» в соответствии с требованиями законодательства и уставными документами является ответственным за соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выявленные и не устраненные до настоящего времени нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, приводят к нарушению прав граждан на охрану здоровья, жизни и могут привести к гибели людей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения ЗАО «Знамя Победы» требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Следовательно, на ЗАО «Знамя Победы» должна быть возложена обязанность по устранению нарушений требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года №13-7-2/469.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Выполнение мероприятий по устранению нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства потребует подготовки и значительного времени, а поэтому срок по устранению данного нарушения надлежит установить до * года.
Согласно статей 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать * рублей в доход бюджета МО «Вельский муниципальный район», поскольку государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом суд учитывает, что законных оснований предусмотренных ст.333.20 Налогового кодекса РФ для уменьшения размера государственной пошлины или об освобождении от ее уплаты по данному делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Знамя Победы» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Знамя Победы» в срок до * года: провести работы по приведению площади скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с пп.5.3 Правил, то есть не менее 600 кв.м.; организовать обустройство территории скотомогильника (биотермической ямы) с внутренней стороны забора траншеей по периметру, валом из вынутого грунта и перекидным мостом в соответствии с пп.5.6 Правил; установить вытяжную трубу от скотомогильника, в соответствии с пп.5.7,5.8 Правил, то есть диаметром не менее 25 см. и высотой 3 м.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Знамя Победы» в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере * рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев