Решение по делу № 2-3548/2019 ~ М-2537/2019 от 08.05.2019

Дело № 2-3548/2019

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 15 июля 2019 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Брянцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Многолетней Ксении Александровны к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования,

Установил:

Истец Многолетняя К.А. предъявила к ответчику Администрации городского округа Балашиха иск о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в котором просит суд обязать ответчика предоставить ее сыну Многолетнему Арсению Александровичу,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МБДОУ «Детский сад № 46» г. Балашиха «Маленькая страна» в группе полного дня с ДД.ММ.ГГГГ года. В обоснование иска указала о том, что она является одиноким родителем для своего ребенка Многолетнего Арсения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также ее семья является малоимущей (средний доход, рассчитанный на одного человека не превышает установленной регионом величины прожиточного минимума). Ее семья является социально незащищенной, в т.ч. находится в трудной жизненной ситуации. Размер пособия на ребенка в месяц составляет 6 606 рублей до 3-х лет, далее до 7-и лет 2 273 рубля. Прожить на данное пособие не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ года ее сыну исполняется 3 года и ей необходимо работать, чтобы прокормить семью. На сегодняшний день мой ребенок ходит в ГКП (группа кратковременного пребывания) МБДОУ «Детский сад № 46» г. Балашиха «Маленькая страна» и стоит в данный единственный детский сад в очереди по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно п. 1.6. Договора №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. отчисление воспитанника из ДОУ производится на основании заявления родителей и оформляется приказом заведующего. Данное заявления она не составляла. Она с 2017 года неоднократно обращалась в Администрация г.о. Балашиха с вопросом предоставления ее сыну места в МБДОУ «Детский сад № 46», однако вопрос до настоящего времени не решен (л.д. 3-6).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха (л.д. 23).

В судебном заседании истец Многолетняя К.А. иск поддержала, просила удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – Администрация городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом (л.д. 69), о причинах неявки представителя суду
не сообщил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направило,
о времени и месте надлежащим образом извещено (л.д. 70), о причинах неявки суду не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направления
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования
в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу
для СССР 15 сентября 1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность
по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные
и административные меры.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе,
из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров
и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование
в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального
и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность
и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека
в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения
и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Из положений ст. 63 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня
и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют
об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района
или городского округа, на территориях которых они проживают.

В соответствии со ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний
по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Правила приема
на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме
в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест,
за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи
и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест
в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве
в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей
на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях.

Письмом Минобрнауки России от 08 августа 2013 года № 08-1063
«О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений» направлены Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Пунктом 12 названных выше Рекомендаций определено, что дети, родители (законные представители) которых имеют право на первоочередное зачисление ребенка в учреждение: дети одиноких матерей (в свидетельстве
о рождении ребенка отсутствует запись об отце или предоставлена справка
из органа записи актов гражданского состояния о том, что запись об отце внесена по указанию матери) (Поручение Президента Российской Федерации
от 4 мая 2011 г. № Пр-1227).

Постановлением Администрации городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> утверждена муниципальная программа городского округа Балашиха «Образование городского округа Балашиха» на 2018-2022 годы». Постановление вступило
в силу с ДД.ММ.ГГГГ года.

Цели муниципальной программы сформулированы с учетом требований Указа Президента № <данные изъяты> и Указа Президента № <данные изъяты>, направленных
на совершенствование государственной политики в области образования
и науки, социальной сфере, Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>
(с изменениями).

Постановлением Администрации городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Балашиха Московской области».

Согласно п. 2.1 указанного выше Административного регламента лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, являются граждане Российской Федерации, а также временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также лица без гражданства, являющиеся родителями или законными представителями детей в возрасте
от рождения до 7 лет, нуждающихся в зачислении в образовательную организацию, реализующую программу дошкольного образования, по месту жительства или по месту пребывания на территории Городского округа Балашиха Московской области.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что Многолетний Арсений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> является сыном одинокой матери – Многолетней Ксении Александровны, поскольку в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце (л.д. 8).

Многолетняя К.А. и Многолетний А.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 6 оборот-7; 8 оборот).

Как усматривается из справки, Многолетняя К.А. состоит на учете
в Управлении социальной защиты населения по г.о. Балашиха, где получает пособие на ребенка (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ года МБДУ г.о. Балашиха Детский сад комбинированного вида №46 «Маленькая страна» и Многолетняя К.А. заключили договор № <данные изъяты>
о взаимоотношениях между МБДУ г.о. Балашиха Детский сад комбинированного вида № 46 «Маленькая страна» и родителями (законными представителями), из которого следует, что предметом договора является присмотр и уход за ребенком в ДОУ, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования Многолетним А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
в соответствии с которым ребенок зачислен в группу кратковременного пребывания (л.д. 10-12).

ДД.ММ.ГГГГ года заключен договор №<данные изъяты> об оказании дополнительных платных образовательных услуг муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением (л.д. 12 оборот-13).

Истец обращалась в разные органы с вопросом зачисления ее сына
в МБДУ г.о. Балашиха Детский сад комбинированного вида №46 «Маленькая страна» (л.д. 14; 15; 16; 17-18; 28; 29-30; 31; 38-39; 40-41; 42; 43-44; 45; 77; 78-79).

Из названных выше письменных документов усматривается,
что Многолетний А.А. стоит в очереди в МБДОУ «Детский сад № 46» - 26.
В данном детском саду место будет предоставлено в порядке очередности
(л.д. 15; 15 оборот).

Согласно дополнительного соглашения б/н об изменении договора
от ДД.ММ.ГГГГ года, стороны решили внести в Договор на оказание дошкольных образовательных услуг следующие изменения: пункт 5 Договора изложить в следующей редакции: договор заключается с ДД.ММ.ГГГГ года
по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 59).

Истец также представила в дело следующие документы: выписка
из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ФИНЭКС» (л.д. 47-49), приказ о вступлении
на должность (л.д. 50), приказ №<данные изъяты> (л.д. 51), справка о рождении №<данные изъяты> (л.д. 52), приказ о предоставлении отпуска работнику (л.д. 53; 54; 55), удостоверение ветерана военной службы (л.д. 56), справка об инвалидности (л.д. 57), свидетельство о рождении Многолетней К.А. (л.д. 58), административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные бюджетным образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) расположенные
на территории г.о. Балашиха (л.д. 81; 82-95).

Как усматривается из выписки из домовой книги, по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства: Многолетний Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Многолетняя Ольга Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Многолетняя Ксения Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Многолетний Арсений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 61).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли
в праве, являются Многолетняя О.В., Многолетний А.Н. (л.д. 62-64).

Иных доказательств по делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, суд считает рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснованным.

Материалами гражданского дела подтверждено, что у Многолетнего А.А. имеются все необходимые объективные предпосылки для получения места
в детском саду, так как ребенок достиг требуемого возраста, поставлен
на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, имеется соответствующее обращение в уполномоченный орган.

В связи с изложенным, у ответчика возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. При этом, ответчиком не учтено, что Многолетняя К.А. является одинокой матерью, а ребенок фактические посещает группу кратковременного пребывания МБДОУ г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> «Маленькая страна», в который также состоит
на очереди по месту своего жительства.

Несмотря на данный истцу ответ от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>, действительных фактических мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении ответчиком не предпринималось, свободные месте в других организациях в доступной близости от месте проживания ребенку истцу не предлагались, чем существенно нарушено право Многолетнего А.А. на бесплатное дошкольное образованием.

Такое бездействие ответчика требованиям закона не соответствует.

Нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания ответчика предоставить несовершеннолетнему место в МБДОУ «Детский сад № 46»
не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном гражданском деле иск не обоснован, и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Многолетней Ксении Александровны к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Многолетнему Арсению Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Балашиха Московской области.

Обязать Администрацию городского округа Балашиха предоставить Многолетнему Арсению Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Балашиха Московской области, предоставить место в МБДОУ «Детский сад № 46» не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 30 июля 2019 г.

Судья Д.И. Лебедев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3548/2019 ~ М-2537/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Многолетняя Ксения Александровна
Ответчики
Администрация г/о Балашиха
Другие
Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Лебедев Д.И.
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
08.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2019Передача материалов судье
08.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019Подготовка дела (собеседование)
06.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее