Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-444
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,
При секретаре Петровичевой А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
С участием прокурора Смаковской Т.Ю., представителя ответчика Марченковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на три года,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Козыревой Натальи Владимировны к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппский городской прокурор в защиту прав и законных интересов Козыревой Н.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения Администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам проверки установлено нарушение, выразившееся в не предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма Козыревой Н.В. Просили предоставить Козыревой Н.В. за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования Кингисеппский муниципальный район жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области по договору найма специализированного жилого помещения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Козырева Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не возражала против удовлетворения исковых требований, просила установить срок для исполнения решения не менее шести месяцев, так как в 2018 года было организовано проведение уже нескольких конкурсов, но они были признаны несостоявшимися. Так как в <адрес>, где проживает Козырева Н.В. существует дефицит жилых помещений, которые могут быть предоставлены по социальной программе.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1; статья 18; статья 19 части 1-2 Конституции РФ).
Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права па жилище (статья 40 Конституции РФ).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц указанной категории и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Ленинградская область, определяется Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июля 2013 года № 211 утвержден Порядок предоставления органами исполнительной власти Ленинградской области однократно благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Ленинградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кингисеппской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ году проведена проверка во исполнение пунктов 3.3, 5, 5.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», и указания прокурора Ленинградской области от 31 октября 2011 года № 85/21 исполнения администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Проверкой установлен факт нарушения в не предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма Козыревой Н.В.
Жилые помещения предоставляются лицам рассматриваемой категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено, что Козырева Наталья Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Козыревой Н.В. – ФИО6 лишена родительских прав решением Кингисеппского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отца у Козыревой Н.В. юридически нет (л.д.11, 16-19).
Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о наличии у Козыревой Н.В. объектов недвижимого имущества, принадлежащих последней на праве собственности (л.д.13).
Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Козырева Н.В. включена в муниципальный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.7).
При таких обстоятельствах Козырева Н.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области.
С учетом обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, дефицитным бюджетом муниципального образования, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что соответствует положениям статьи 206 ГПК РФ, в силу которых при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области предоставить Козыревой Наталье Владимировне в городе Ивангороде Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фона по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья