70RS0001-01-2021-001255-43
Дело № 2-1013/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.05.2021 Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Л.Л.Аплиной,
при секретаре Ю.А.Карповой,
помощник судьи К.А.Параскева,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Кузнецова В.А. к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Прокурор ЗАТО г.Северск, действуя в интересах Кузнецова В.А., обратился в суд с указанным иском к Департаменту здравоохранения Томской области, указав в обоснование, что прокуратурой ЗАТО г.Северск проведена проверка, в ходе которой установлены факты нарушения прав и законных интересов Кузнецова В.А. в сфере обеспечения лекарственными препаратами. Так, Кузнецов В.А. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по категории заболевания «/________/». Согласно справке /________/ врачебной комиссии ФГУЗ ЦМСЧ № 81 ФМБА России Городская поликлиника № 2 Кузнецов В.А. нуждается в 100% льготном лекарственном обеспечении. Препарат «/________/» на 2021 г. был утвержден в рамках лимита финансовых средств в количестве 410 упаковок, а также в количестве 1710 упаковок был заявлен в дополнительную потребность. При формировании заявки на 2021 г. на препарат «/________/» Кузнецов В.А. был учтен в сводной заявке на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Томской области. Дополнительная персонифицированная заявка на Кузнецова В.А. не оформлялась. 12.01.2021 Кузнецов В.А. обратился в филиал ОГУП «Областной аптечный склад» с рецептом от 28.12.2020 серии /________/, однако не был обеспечен необходимым препаратом. Постоянный прием препарата «/________/» жизненно необходим Кузнецову В.А.
На основании изложенного, прокурор ЗАТО г.Северск просил обязать Департамент здравоохранения Томской области обеспечить Кузнецова В.А. лекарственным препаратом «/________/» в соответствии с рецептом от 28.12.2020 серии /________/.
Представитель процессуального истца прокурора ЗАТО г.Северск, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. От и.о.прокурора ЗАТО г.Северск поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом от исковых требований в полном объеме, поскольку исковые требования удовлетворены ответчиком добровольно.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 11.05.2021 принят отказ прокурора ЗАТО г.Северска от иска в интересах Кузнецова В.А. к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.
Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Материальный истец Кузнецов В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Представитель ответчика Архипенко С.Г., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 сроком на 1 год, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Кузнецов В.А. обеспечен лекарственным препаратом в соответствии с выписанным 28.12.2020 лечащим врачом рецептом серии /________/ на срок до 16.04.2021.
Суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, определив на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, находит иск не подлежащим удовлетворению. При этом иск рассмотрен судом по существу, поскольку материальный истец не поддержал отказ от исковых требований.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.09.2018 N 57-КГ18-13).
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Орган), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п. 2 Положения целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.
В силу п. 3 Положения задачами деятельности Органа являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.
Для реализации указанных в п. 2 и 3 Положения цели и задач Орган выполняет функции по организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Томской области для определенных категорий граждан, осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственное обеспечение граждан возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню, при амбулаторном лечении /________/ лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, Кузнецов В.А. имеет право на льготное лекарственное обеспечение, по категории заболевания «/________/».
Согласно справке /________/ от 31.01.2006 врачебной комиссии ФГУЗ ЦМСЧ № 81 ФМБА России «Городская поликлиника № 2» Кузнецов В.А. нуждается в 100% льготном лекарственном обеспечении.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды и другие категории граждан, установленные настоящей статьёй.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Лекарственные препараты имеют рецептурный порядок назначения. Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их льготное получение, на их льготное получение, регламентированы приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
В соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4H, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).
Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям.
Медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний; на незарегистрированные лекарственные препараты; на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании.
28.12.2020 лечащим врачом ФГБУ СиБФНКЦ ФМБА России Северская клиническая больница /________/ был выписан рецепт серии /________/ на лекарственный препарат «/________/+/________/» на имя пациента Кузнецова В.А.
16.03.2021 на основании указанного рецепта пациенту Кузнецову В.А. выдан лекарственный препарат МНН «/________/+/________/» (торговое наименование «/________/» для ингаляций дозированный 160+4,5 мкг/доза 120 доз), что подтверждается сведениями из реестра рецептов льготного отпуска по региональной льготе за 1 квартал 2021 года.
Сведений об иных выписанных Кузнецову В.А. рецептах на указанный лекарственный препарат, а также о наличии решений врачебных комиссий медицинских организации, назначивших Кузнецову В.А. лекарственный препарат «/________/», в материалах дела не имеется.
В соответствии с данными, содержащимися в Государственном реестре лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.rиf), на лекарственный препарат с международным непатентованным наименование «/________/+/________/» приходится несколько торговых наименований лекарственных препаратов.
Департаментом здравоохранения Томской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен государственный контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения /________/+/________/ (электронный аукцион /________/). В соответствии с условиями указанного государственного контракта, поставщик осуществил поставку лекарственного препарата МНН «/________/+/________/» (торговое наименование «/________/»).
Таким образом, Кузнецов В.А. обеспечен лекарственным препаратом в соответствии с выписанным 28.12.2020 лечащим врачом рецептом серии /________/ на срок до 16.04.2021.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии со ст.3 ч.1 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст.4 ч.1 ГПК РФ, суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. При этом судебной защите подлежат только нарушенные либо оспоренные свободы, законные интересы или субъективные права, возникшие у лица по основанию, предусмотренному законом.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что в настоящее время право материального истца не нарушается ответчиком, последний не допускает неправомерных действий в отношении Кузнецова В.А., основания к удовлетворению иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кузнецова В.А. к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированного текста.
Судья Л.Л.Аплина
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2021.